Рамён – или лапша быстрого приготовления, один из самых популярных
пищевых продуктов в Корее. Вообще говоря, россиянам рамён теперь уже,
кажется, хорошо известен. Когда я уезжал в Корею пять лет назад, он
только начинал появляться на прилавках магазинов и в ларьках. Помню, что
уже тогда достоинства этой лапши – китайского, японского или корейского
приготовления – успели оценить российские студенты. Те не менее в Корее
у рамёна совершенно особенная популярность: по частоте употребления в
пищу его обгонит, пожалуй, только рис, который, как известно, в Корее
«всему голова». В чем же секрет особой любви корейцев к рамёну? Это мы и
попытаемся выяснить.
Мужчина 1: Поздно вечером мне почему-то всегда хочется поесть рамёна.
Когда я проголодаюсь, я первым делом вспоминаю о рамёне.
Мужчина 2: Когда я служил в армии, я почти всё время был очень голоден.
Я до сих пор помню запах рамёна, который варили деды. Тогда мне рамён
вообще-то не нравился, но всё равно эти запахи распаляли мой аппетит.
Женщина 1: Молодые девушки часто проводят ночь вместе, болтая о том и о
сем. Когда все в компании проголодались, рамён становится настоящим
спасением. По-моему, рамен – это самое удачное блюдо из когда-либо
изобретенных.
Мужчина 3: Если вечером вы много пили – то с утра рамён просто
незаменим. Прекрасное средство от похмелья.
Конечно, рамён можно приготовить так, чтобы было вкусно – а если к нему
добавить еще и риса, то получится и вполне сытно. Но всё-таки главное
преимущества рамёна – это быстрота приготовления. Говорит профессор Ро
Ван Соп из университета Тонгук:
Вообще, накрыть стол в прежние времена было довольно непростым делом.
Корейцы использовали много разных закусок. Теперь же всё меняется. Чем
проще- тем лучше. И в этом смысле рамён идеален: вода закипела – и
готово! В период индустриализации страны многие корейцы приучились есть
в спешке. Мы вообще едим слишком быстро…
Есть и другие причины необычайной популярности рамёна среди корейцев.
Вот послушайте:
Женщина 1: Он дешевый, очень дешевый.
Женщина 2: Мы продаем рамен по 1,5 тысячи вон. Если еще добавить в него
чашку вареного риса, то получится полноценный обед.
Надо пояснить наверное – что значит «дешево». Рамен в пакетиках стоит
около 400-500 вон, то есть порядка 30-35 центов. При средней зарплате
корейцев в 1500 доларов – это, конечно, ничто. Билет в метро или на
автобус – и тот дороже. 1500 вон, или доллар и 20 центов, о которых
говорила продавщица, это стоимость рамёна в столовой – где вам его
подадут уже готовым, добавят туда чего-нибудь, например, яйцо, и еще
поставят на стол какую-нибудь закуску вроде кимчхи.
Интересна история рамёна в Корее. Несмотря на то, что сейчас Корею без
рамёна уже трудно представить, появилась эта лапша в стране в общем-то
совсем недавно. Вообще, рамен, как и все прочие макароны, родом из Китая
– и там-то его ели в древних времен. Потом, начиная где-то с 18 века, он
очень полюбился японцам, они стали готовить свои версии этой лапши. Они
называли ее «ра-мэн». Разумеется, в прежние времена лапша мало
напоминала рамён в его нынешнем виде. Рамён быстрого приготовления в
пакетиках впервые начал производиться как раз в Японии в 1958 году. А
корейцы впервые попробовали его в 1963 году.
Годы тогда в стране были очень голодные – и дешевый рамен стал для
корейцев почти в буквальном смысле слова «манной небесной». В 1965 году
он даже получил официальную поддержку правительства, которое пыталось
решить проблему нехватки продовольствия. Многие люди тогда жили
буквально на одном рамёне и кимчхи. Рамён стал тогда своеобразным
символом бедности. Однако народ не пал духом, не опустил руки – и теперь
вот мы имеем то, что имеем. Рамён же и по сей день самая дешевая еда в
Корее. Кстати, вашему покорному слуге в тяжелые времена, которые у него
бывали в Корее, когда он получал зарплату в 200 долларов, из которых 150
надо было платить за маленькую коморку, на себе испытал, что такое жить
на одном рамёне. Удовольствие еще то, конечно, - но вот, как видите, с
голоду не умер, дожил до светлых дней.
Энергетическая ценность одной упаковки рамёна в среднем около 450-500
килокалорий. Правда белков и жиров в нем немного, а потому сам по себе
полноценной пищей он не является. Но если к рамёну добавить еще и яйцо,
как это часто делают, то по питательной ценности он сравняется со
стандартной чашкой риса. Именно поэтому рамён и стал удачным дополнением
к рису или даже заменителем риса для корейцев в голодные годы. Ситуация
с продовольствием в стране с 60-х годов постоянно улучшалась, но рамён
из рациона корейцев не исчез. Просто в соотсетствии с новыми, более
требовательными вкусами покупателей он становился вкуснее, появилось
много различных сортов и разновидностей. Появился даже рамён, который не
надо варить – его едят, как снэк, или, как сухари в России.
В многочисленных мелких корейских ресторанчиках, как мы уже упоминали,
рамён готовят в разных видах – к нему могут добавить яйцо, сыр,
корейские пельмени – манту – или клёцки из рисового теста. Я сам, если
проголодаюсь и не хочу ничего «этакого», обычно захожу в такой
ресторанчик заказываю рамён с яйцом, покупаю еще чашку вареного риса – и
весь его добавляю в рамён. Так получается острый супчик из лапши и риса,
который можно быстренько съесть – и гулять дальше. Получается сытнее,
чем гамбургер и вдвое дешевле.
Кстати, в Корее есть даже организация любителей рамёна:
Мужчина 1: В Японии сейчас разработано великое множество рецептов. У
каждого ресторанчика есть свои секреты приготовления рамёна. Такие
ресторанчики становятся семейным бизнесом.
Мужчина 2: Рамён есть рамён. По-моему, никаких особых секретов в нем
нет. Он просто дешевый и легко готовится. Вот и всё.
А вот послушайте, что говорит господин Чхве Хо Мин – он работает в
корейской компании «Нонсим» (Nong-shim), которая одной из первых
несколько десятилетий назад стала производить отечественный рамён:
Каждый год корейцы съедают без малого 4 миллиарда упаковок рамёна – по
83 на душу населения. Если вы уложити эти упаковки одна на одну, то
получится столб в 87 раз выше горы Эверест. А если растянуть все
съедаемые макаронины в одну нитку, то она будет в 520 раз больше
расстояния от Земли до Луны.
Да, впечатляющую статистику привел господин Чхве – 520 раз от Земли до
Луны! – не слишком ли много мы едим?
В настоящее время лапша быстрого приготовления производится уже в 32
странах мира, включая Китай, Японию, Соединенные Штаты, Индию, Мексику и
Россию. Однако по потреблению рамёна Корея является безусловным лидером
– здесь лапши едят вдвое больше, чем в самой Японии, откуда она в своем
нынешнем виде пошла. Корейцы говорят, что это оттого, что рамён
прекарсно сочетается с другим любимым корейским блюдом – кимчхи. Вполне
возможно, хотя вряд ли это единственное объяснение.
В Сверной Америки большая часть экспортируемого туда корейского рамёна
потреблялась поначалу корейскими эмигрантами. Но в последнее время
корейский рамён приобретает популярность и среди других этнических групп
Америки и в других регионах мира, например в России. В Латинской Америке
люди привыкли к острой пище – поэтому и там есть спрос на наш рамён.
Растет и экспорт в Японию, где острая корейская пища, включая кимчхи,
приобретает определенную популярность.
То, что в Америке рамён популярен видно из Интернета – там есть
несколько сайтов, посвященных этому блюду. На одном из них говорится,
что «рамён – это не просто еда – это образ жизни». На другом студент из
Мичигана пишет так: «Рамён не только кормит голодных студентов, но может
их и развлечь» – и дальше приводится длинный список дополнительных
функций, которые може исполнять рамён, полезных советов Например:
1. Присоедините какую-нибудь палку к брикету рамёна. Получится неплохая
клюшка или чесалка для спины.
2. Присоедините к брикету рамёна свечку и поместите ее в чашку с водой.
Это создаст особую атмосферу во время свидания с любимой.
3. Полейте брикет рамёна медом и положите в тот угол, где у вас водятся
тараканы – получится прекрасная ловушка.
Ну, и так далее.
Это, конечно, юмор, но, по крайней мере в Корее, рамён действительно
вездесущ. Говорит госпожа Кён Чхон Чжа, владелица ресторанчика:
До того, как я открыла свой ресторан, я думала, что рамён – это просто
что-то вроде снэка, сухарей. Но потом, я поняла, что в нем есть нечто
большее. Один из наших посетителей как-то сказал, что многие корейцы
принадлежат к «поколению рамёна». Многим рамён напоминает о молодости.
Мужчины, когда едят его, часто вспоминают армию.