Перспективы роста компьютерного рынка Китая, четвертого по величине
мирового IT-рынка, до конца этого года отнюдь не радужны, заявил Тан
Вэйшэн (Tang Weisheng), директор исследовательской компании Computer
Business Information Research. По его словам, это объясняется
ужесточающейся конкуренцией на внутреннем рынке страны и продолжающимся
спадом высокотехнологичной отрасли во всем мире. Объемы продаж ПК, ПО,
информационных и консалтинговых услуг в этом году вырастут лишь на 4,6%,
что составит 238 млрд. юаней ($29 млрд.).
Компания CCID Consulting, также занимающаяся исследованиями IT-рынка и
связанная с Министерством информационной промышленности страны, ранее
прогнозировала 15-процентный рост этого сектора рынка, в то время как
IDC пошла дальше всех в оценках перспектив китайского хай-тека,
предсказывая 30-процентный его рост.
Выход на китайский рынок многих новых игроков, привлеченных пресловутым
30-процентым ростом рынка в 2000 году, и вступление Китая во Всемирную
Торговую Организацию, вызвали ожесточение конкурентной борьбы. К
примеру, корпорация Sony в середине ноября стала первой японской
компанией, вышедшей на рынок Китая с намерением производить и продавать
в этой стране ноутбуки под торговой маркой Vaio. Продажи ноутбуков
начались уже 1 декабря, а производство развернется в начале следующего
года.
По некоторым данным, аналитики Sony планируют начать производство и
настольных ПК. Весной 2002 года самый крупный японский производитель
цифровых камер, Sanyo Electric, откроет в Китае свое производство.
Компьютерный рынок Китая, на котором ежегодно продается около 7 млн.
персональных компьютеров, в настоящее время равен примерно половине
компьютерного рынка Японии, однако, по оценкам экспертов, он уже к 2005
году превысит его объемы. Японский рынок ныне переживает далеко не
лучшие времена - общий экономический спад не пощадил и Страну
Восходящего Солнца: по данным IDC, темпы роста сектора ПК упали на 21%
по сравнению с 2000 годом, в то время как в Китае, несмотря на кризисное
состояние, этот показатель возрос на 12,9%, что составило 2,27 млн.
единиц компьютерной техники.
Microsoft также отметилась своей живой реакцией на вступление Китая в
ВТО. Вице-президент Microsoft по Восточной Азии Питер Кнук (Pieter Knook)
на встрече с губернатором самой успешной китайской провинции Гуандон (Guangdong)
заявил, что, согласно имеющимся у него данным, количество
IT-специалистов в провинции в недалеком будущем может возрасти в 10 раз
- с 20 тыс. до 200 тыс. Но это произойдет лишь в том случае, если Китай
будет строго соблюдать права интеллектуальной собственности: страна
занимает второе место в мире по доле пиратского ПО. В прошлом году
доходы Microsoft в Китае составили около $100 млн. при общих доходах
корпорации в $25,3 млрд.
Руководство немецкого банка Deutsche Bank также обратило внимание на
Китай, в частности, на его полупроводниковую промышленность, и в начале
ноября заявило о намерении провести ряд инвестиций в этот сектор. После
посещения "силиконовой долины" в Шанхае представители банка отметили,
что полупроводниковый бизнес в азиатском регионе постепенно смещается в
Китай.
Как отметил г-н Тан, вряд ли кому-нибудь из производителей ПК удастся в
этом году достичь показателей 2000 года, и многие игроки рынка потерпели
значительные убытки во втором и третьем кварталах 2001 года. По его
словам, в результате тяжелого положения многие производители и
дистрибьюторы ПК начнут уделять больше внимания региональным рынкам в
надежде восстановить прибыльность за счет предоставления сервисной
поддержки и внедрения технологий электронной коммерции.
Это вызвано реальными потребностями рынка - торговля акциями в Сети
приобретает все больше сторонников в Китае. В соответствии с данными
Китайской Комиссии по Ценным Бумагам (CSRC), в августе 5,53% всех сделок
было совершено в онлайновом режиме, тогда как в первом квартале таких
сделок было всего 3,41%. Общая стоимость всех онлайновых сделок выросла
в августе на 10,9%, или 29,5 млрд. юаней ($3,56 млрд.). В настоящее
время в Китае существует около 3 млрд. клиентов онлайновой торговли
акциями (в начале года их было только 2,33).
Расширяясь в регионы, корпорация IBM, к примеру, намерена создать в
малых и средних городах страны 3-тысячную дилерскую сеть, ожидая более
активных продаж ПК в менее технологически развитых районах. Ведущий
китайский производитель ПК, компания Legend Group, также начинает
обращаться к региональным рынкам, вводя все большее количество новых
платных услуг для их жителей.