В Камбодже танковым войскам поручено уничтожать караоке-клубы. Вместо них власти намерены создать дом-музей Пол Пота. В Камбодже творятся странные дела. Правда, если учесть, что в этой стране творили 20 лет назад "красные кхмеры", то ничего странного нет. По свидетельству компетентных психологов, камбоджийцам была нанесена тяжелейшая психическая травма, от которой так скоро не оправиться.
Страна, которая все еще готовится к международному трибуналу над "красными кхмерами", уничтожившими 3 миллиона сограждан, стремительно вырвалась на одно из ведущих мест по части увеселительных притонов, именующихся "караоке-клубами". Проституция, наркомания, оргпреступность и СПИД достигли угрожающих размеров. Эти самые клубы привлекают даже вьетнамцев, которые по ночам пробираются через границу, чтобы предаться разврату.
В ноябре премьер-министр Камбоджи Хун Сен приказал закрыть все подобные клубы. Однако слишком большие деньги в них крутятся, чтобы хозяева добровольно подчинились воле премьера. И в среду Хун Сен, выступая по радио, сообщил, что отдал командованию армии приказ безжалостно бороться с "пороками общества". Для уничтожения притонов будут использованы танки, которые сровняют злачные места с землей.
Кстати, у премьера есть и личные мотивы для ненависти к этим заведениям. В начале ноября его племянник, выйдя из клуба и находясь под действием наркотиков, открыл пальбу из пистолета. Дядя отдал приказание арестовать 19-летнего племянника.
Следует отметить, что борьбу с караоке-клубами уже давно ведут так называемые "Свободные кхмеры" - антикоммунистическая группировка Камбоджи. Иногда в окна клубов бросают гранаты, а посетителей расстреливают из автоматического оружия. При этом антикоммунисты борются не только с "пороками общества", но и с Хун Сеном. Год назад "Свободные кхмеры" предприняли попытку государственного переворота.
В то же время Хун Сен решил ввести в стране весьма сомнительные очаги "культуры и туризма". Неделю назад он объявил, что в месте последнего обитания Пол Пота, лидера "красных кхмеров", который творил в стране в середине 70-х жуткие дела, будет открыт дом-музей. При этом поселению Алонг-Венг присваивается статус исторического заповедника. Именно здесь, на границе с Таиландом, Пол Пот умер в 1998 году. Разгневанные камбоджийцы выжгли это место дотла.
А теперь власти намерены воспроизвести в точности домик, в котором жил людоед маоистской ориентации, а также место его кремации, насыпав кучу из обломков мебели и автомобильных покрышек, что в точности соответствует историческим реалиям.
За этот проект горячо выступает министр туризма Тонг Хон, который таким образом намерен сильно поднять свою отрасль. Желающих посмотреть на "последний приют" Пол Пота ожидается немало. Поскольку, например, у туристов большой популярностью пользуется пыточный центр в Туол Сленге.
Центр - это понятно. И вполне в общечеловеческих традициях. Но о домах-музеях садистов-диктаторов, проклятых собственным народом, слышать прежде не приходилось. Можно сказать, что такой бизнес сродни проституции, с которой камбоджийский премьер намерен бороться при помощи танков.
Ну, а теперь нелишне будет вспомнить биографию человека, памятью о котором намерены торговать камбоджийские власти.
Его настоящее имя - Салот Сар. Был он поэтом, выпускником парижского университета, преподавателем-гуманитарием, автором глубоких исследований по эстетике и членом компартии.
Затем пномпеньский поэт стал генсеком партии Пол Потом. А вскоре, в 1975 году, стал уже премьер-министром Демократической Кампучии, где под его руководством люди начали в бешеном темпе строить коммунизм. Вот как РИА "Новости" излагает достижения трехлетнего периода его правления: "Была проведена тотальная "очистка" городов, практически ликвидированы промышленность, торговля, системы здравоохранения и образования, почта и другие виды связи. Были отменены деньги и денежное обращение, закрыты и разграблены храмы и монастыри, библиотеки, театры, запрещены показ кинофильмов, народные песни, танцы и традиционные празднества".
Строительство нового счастливого общества не могло оставить без внимания и такой буржуазный пережиток, как семья. Все имевшиеся в стране семьи были объявлены вне закона. Их стали заменять новыми: руководители коммун назначали попарных мужей и жен, которым позволялось уединяться не более шести раз в году. Как видим, все довольно близко к тексту Томмазо Кампанеллы.
В правление "красных кхмеров" из 7-миллионного населения было убито около 3 миллионов человек. Однако эстет-правитель как-то признался: "Для строительства нового общества нам достаточно одного миллиона". Правда, это не оригинальное высказывание, а реминисценция тезиса Мао Цзэдуна: если в ядерной войне погибнет большая часть человечества, но оставшиеся построят коммунизм, мы начнем такую войну.
Понятно, что "красные кхмеры", сколько бы их ни было, с такой задачей не справились бы. Пол Пот использовал такую систему, при которой обычные кампучийцы убивали точно таких же обычных кампучийцев (исторические аналогии слишком хорошо известны). За любую провинность руководство коммуны назначало "воспитательную" смертную казнь, все брали в руки мотыги и забивали несчастных. За неучастие в казни полагалось такое же воспитательное мероприятие. Трупы использовались для строительства коммунизма - они зачастую шли на удобрение рисовых полей. Кстати, в стране рис был назван основным продуктом питания, вследствие чего вырубались сады, и земля освобождалась под рисовые посевы.
Конец этому хорошо организованному безумию положили вьетнамские войска, разбившие весной 1978 года "красных кхмеров".