Министры иностранных дел государств-участников ШОС приняли совместное
заявление
Министры иностранных дел государств-участников Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) провели 7 января 2002 года в Пекине внеочередную
встречу, в ходе которой, обсудив текущие актуальные проблемы
региональной безопасности и сотрудничества, перспективы развития ШОС,
достигли широкого взаимопонимания и приняли следующее совместное
заявление:
I
1. Развитие последних событий в Афганистане убедительно свидетельствует
о верности и дальновидности выбранной ШОС линии на приоритетное
налаживание сотрудничества между ее государствами- участниками в области
поддержания региональной безопасности и стабильности, а также борьбы с
тремя угрозами - терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
После событий 11 сентября 2001 года главы правительств
государств-участников ШОС оперативно выступили со специальным
заявлением, резко осудив этот террористический акт. ШОС была одной из
первых международных организаций, отреагировавших на события 11
сентября.
2. Будучи близкими соседями Афганистана, мы в течение продолжительного
времени непосредственно подвергались исходившим с его территории
террористической и наркоугрозе задолго до событий 11 сентября и
неоднократно предупреждали международное сообщество об опасности этих
угроз. Именно поэтому государства-участники ШОС приняли активное участие
в антитеррористической коалиции и предприняли меры по дальнейшей
интенсификации работы ШОС на антитеррористическом направлении.
3. Государства-участники ШОС полностью поддерживают меры,
предусмотренные резолюциями СБ ООН 1373, 1377, 1383 и 1386 и
полномасштабно сотрудничают с учрежденным резолюцией 1373
Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности.
II
1. Государства-участники ШОС приветствуют избавление афганского народа
от режима талибов, тесно связанного с международным терроризмом, и
поддерживают усилия Афганистана, государств региона и всего
международного сообщества по обеспечению надежных гарантий того, что
Афганистан никогда больше не будет очагом распространения терроризма,
сепаратизма, экстремизма и наркотиков.
2. Мы хотим, чтобы Афганистан стал мирным и нейтральным государством,
уважающим и соблюдающим права и основные свободы человека,
поддерживающим дружественные отношения со всеми соседними странами и
выполняющим свои международные обязательства.
3. Государства-участники ШОС поддерживают Боннское соглашение от 5
декабря 2001 года и усилия афганского народа по созданию
широкопредставительной власти с участием различных этнических групп. Мы
будем оказывать активную поддержку временной администрации Афганистана.
В то же время мы считаем, что сделан лишь первый шаг на трудном пути
посткризисного обустройства Афганистана. Мы призываем международное
сообщество к взаимодействию в рамках ООН в целях недопущения новой
дестабилизации обстановки в Афганистане, которая могла бы поставить под
угрозу процесс политического урегулирования. Мы призываем всех афганцев,
участвующих в этом процессе, действовать на основе сотрудничества, а не
противоборства.
4. Определение будущего политического устройства Афганистана, выбор
структуры и характера органов власти является неотъемлемым правом самого
афганского народа. Все члены международного сообщества должны уважать
суверенитет, территориальную целостность и государственное единство
Афганистана, не допускать вмешательства в его внутренние дела, создавая
тем самым благоприятные внешние условия для нормального развития
афганского общества. Любые попытки навязать Афганистану те или иные
формы правления, втягивание этой страны в сферу чьего-либо влияния могут
привести к новому кризису в Афганистане и вокруг него.
5. Мы подчеркиваем необходимость тесного сотрудничества международных
сил содействия безопасности с временной администрацией Афганистана.
Деятельность международных сил содействия безопасности должна
осуществляться в соответствии с мандатом СБ ООН и при согласии законных
властей Афганистана.
6. Государства-участники ШОС поддерживают оказание широкой международной
гуманитарной помощи афганскому народу и намерены внести свой вклад в эти
усилия как собственными поставками помощи, так и предоставлением
транспортных коридоров для поставок других стран и международных
организаций.
7. Государства -участники ШОС выступают за продолжение широких
международных усилий под эгидой ООН, направленных на экономическое
восстановление Афганистана. Мы также согласились, что государства-
участники ШОС как самостоятельно, так и действуя в рамках ООН, будут
принимать участие в проектах экономической реконструкции Афганистана.
III
1. Крах режима талибов в Афганистане не означает автоматической
ликвидации формирований и групп международного терроризма. Мы осуждаем и
решительно боремся с терроризмом во всех его проявлениях, выступаем
против использования террористических методов для достижения
политических целей. Мы полны решимости продолжить усилия с тем, чтобы
максимально нейтрализовать существующую террористическую угрозу, в том
числе на территории наших стран, и призываем международное сообщество
оказывать нам соответствующую поддержку.
2. Государства-участники ШОС твердо выступают за то, чтобы
противодействие терроризму, который не имеет конкретной национальной или
религиозной принадлежности, не отождествлялось с борьбой против
какой-либо религии, свободы вероисповедания, отдельных стран и
национальностей. Следует обеспечить эффективную борьбу с угрозой
терроризма на всех уровнях - глобальном, региональном и национальном.
Эта борьба должна быть лишена тенденциозности и "двойных стандартов".
Все государства-участники ШОС в равной степени озабочены
террористической угрозой и с пониманием относятся к действиям
государств-участников по борьбе с ней, считают их важной составной
частью международной борьбы с терроризмом.
3. Государства-участники ШОС едины в том, что ведущая роль в
международной борьбе против терроризма принадлежит ООН и ее Совету
Безопасности. Все антитеррористические операции должны отвечать целям и
принципам Устава ООН и другим общепризнанным нормам международного
права, их рамки не могут расширяться произвольно, они не должны
сопровождаться вмешательством во внутренние дела суверенных государств.
В целом они должны отвечать долгосрочным интересам поддержания мира в
регионе и во всем мире.
4. Мы считаем, что нынешнее развитие ситуации настоятельно требует от
международного сообщества скорейшей разработки приемлемых для всех
сторон Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и
Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
5. Государства-участники ШОС считают, что глобальная система
противодействия терроризму должна опираться на региональные,
субрегиональные и национальные структуры, и твердо намерены в ближайшее
время завершить создание антитеррористической структуры ШОС в г.
Бишкеке. Они выражают надежду, что аналогичные структуры будут также
созданы в рамках других региональных и субрегиональных объединений, что
будет способствовать международной борьбе против терроризма.
6. Мы призываем международное сообщество к созданию концепции
безопасности нового типа на принципах взаимного доверия, взаимной
выгоды, равенства и взаимодействия, способствующей разрешению вопросов
развития и проблем региональных конфликтов, радикальному ослаблению
факторов, подрывающих безопасность, и искоренению источников терроризма.
7. Государства-участники ШОС выражают серьезную озабоченность по поводу
роста напряженности между Индией и Пакистаном. Мы надеемся, что обе
страны проявят сдержанность, не допустят дальнейшего обострения
ситуации, возобновят политический диалог в целях надлежащего
урегулирования проблемы и объединят свои усилия в борьбе против
глобальной террористической угрозы.
IV
1. ШОС является открытой структурой. Мы готовы к тесному взаимодействию
с соседними государствами, а также с внерегиональными государствами и
объединениями в деле обеспечения безопасности и стабильности в нашем
регионе. ШОС готова к конструктивному диалогу и сотрудничеству с
временной администрацией Афганистана и будущими афганскими властными
структурами и призывает законных афганских руководителей к тесному
взаимодействию с ШОС.
2. Процесс афганского урегулирования предоставляет уникальный
исторический шанс для достижения долговременного мира и стабильности в
регионе. ШОС преисполнена решимости внести существенный вклад в
достижение этой благородной цели.
3. Министры иностранных дел государств-участников ШОС подробно обсудили
перспективы развития деятельности Организации по всем приоритетным
направлениям. Мы считаем, что расширение мер доверия, политического
взаимодействия, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества
и культурно-гуманитарных связей в рамках ШОС является одной из наиболее
важных предпосылок для укрепления региональной безопасности и
стабильности.
Исходя из этого, мы будем прилагать практические усилия для решения
задач региональной безопасности и развития и одновременно ускорим
организационное становление ШОС и ее структур к следующему саммиту
Организации в Санкт-Петербурге в июне 2002 года в соответствии с
поручениями глав государств и правительств. Уверены, что это будет
содействовать превращению ШОС в важный элемент поддержания региональной
безопасности и развития.