главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Политика

Полет "Жучка"
Кто насажал подслушивающие устройства в самолет Цзян Цзэминя?

Накануне визита в КНР президента Буша в отношениях между Пекином и Вашингтоном разразился очередной скандал. На борту только что построенного президентского лайнера, предназначавшегося для визитов китайских руководителей за рубеж и оборудованного по специальному заказу КНР в США, обнаружилось 27 подслушивающих устройств. Теперь этот самолет, скорее всего, так и останется на земле.

Китай впервые решился на использование специального лайнера для своего президента в 2000 году, когда заключил соглашение с авиакомпанией «Дельта» о покупке машины Boeing 767ER с увеличенной протяженностью полетов. Ранее китайские руководители использовали для официальных визитов обычные гражданские самолеты авиакомпании
Air China, которые временно переоборудовались для удобства правительственных делегаций.

Приобретенный самолет способен совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 13 тысяч километров. Он обладает функцией дозаправки в воздухе и может непрерывно находиться в полете до 72 часов.

«Жучков» насажали на совесть. Они обнаружились в зале для совещаний, в общем салоне, в кабине пилота, у изголовья кровати и даже в туалете руководителя. Специалисты сообщают, что обнаруженные устройства относятся к последнему поколению высокочастотных приборов с частотой излучения свыше 1000 мегагерц. Управление данными «жучками» может вестись со спутников, что ставит их в класс новейших прослушивающих средств. Пресса сообщает, что «жучки» даже имеют функцию
самоуничтожения... Ясно, что их внедрение на борт самолета не случайно.

По иронии судьбы решение о строительстве спецсамолета было продиктовано не соображениями комфорта, а все теми же соображениями безопасности связи и информации. При использовании обычных самолетов оказывается крайне сложным обеспечить надежную секретность правительственной связи. Считается, что толчком к этому шагу стал провал визита Цзян Цзэминя в Японию в ноябре 1998 года, когда японские и американские станции радиоперехвата смогли получить полную информацию о позиции и планах китайской стороны еще до прибытия Цзяна в Токио, что крайне ослабило позиции Китая на переговорах.

Не совсем понятно, почему Пекин решился доверить столь важное дело американской стороне. У «Боинга 767» есть более совершенные конкуренты, и, бесспорно, можно было бы поискать более нейтрального подрядчика. Не исключено, что имел место фактор коррупции. Бюджет по доработке лайнера изнутри странным образом увеличился с 10 до
30 миллионов долларов. Работа по переоснащению самолета велась в США тремя американскими и одной сингапурской фирмами. Все американские подрядчики являются крупнейшими поставщиками министерства обороны США, особенно в области радиоэлектронных средств. Однако контроль за проведением работ был возложен на
соответствующие службы армии КНР. Китайские военные постоянно находились в США и следили за сборкой. Но, видимо, плохо смотрели... Теперь им придется ответить за «политический и материальный ущерб». На сегодня уже более 20 военных чинов побывало на допросе в связи со скандалом, включая заместителя начальника штаба ВВС КНР, который руководил всем мероприятием.

Обратим особое внимание на то, что «жучки» в самолете Цзяна обнаружились аж в сентябре прошлого года во время испытательных полетов, когда служба электронной контрразведки уловила «подозрительные шумы»... Но тогда скандала не получилось из-за
событий 11 сентября в Америке. Информацию придержали до настоящего момента, когда от нее стало возможно получить ожидаемый общественный эффект. Само по себе внедрение «жучков» – явление заурядное и давно уже стало чем-то вроде негласного консенсуса разведок мира. Их находят чуть ли не ежедневно. Знаменательно, что скандал устроили накануне визита Буша в Китай. Это следует рассматривать не более как одно из
проявлений непрекращающегося политического торга Пекина с Вашингтоном. КНР традиционно обвиняет США в двойной игре и недобрых по отношению к себе намерениях. Вот и доказательство... «Устыдившись», Америка может сделать ряд уступок, на что Пекин и рассчитывает.

Существует еще и экзотическая версия происхождения «жучков». В прессе прошла информация о том, что они обнаружились еще в Америке и что американская сторона сама известила Пекин об их наличии на борту. В этом случае остается предположить, что «жучки» принадлежат некой третьей заинтересованной стороне. Это может быть любая из
стран-соседей КНР или даже кто-то из китайских политических верхов – шпионаж за конкурентами по партии имеет в Пекине старые традиции. Как бы то ни было, очевидно, что серьезная коррупция в китайской армии и появившиеся в результате бреши в безопасности делают возможными самые невероятные сюрпризы.

Источник: Журнал Новое время № 2933, 23.01.2002, Вадим Дмитриев

ВЫСКАЗАТЬСВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьиза неделю

политика-
экономика-
общество -
технологии -

 другие статьи
 


 


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

 

SpyLOG

установка противоугонных систем в любое время суток
Hosted by uCoz