Афганские беженцы хотят поскорее прописаться в Австралии. Для этого они зашивают рты и грозят самоубийствами. Хотя приехали на зеленый материк совсем с иными целями. В австралийских лагерях уже несколько дней подряд происходят акции протеста против "бесчеловечного содержания" и "бездушия" бюрократов-волокитчиков. В них принимают участие афганские граждане. И вот тут необходимо сразу же оговориться. Ряд изданий называет этих людей беженцами. Однако это не вполне точный термин, поскольку австралийцы имеют дело с нелегальными иммигрантами. То есть с теми, кто по каким-либо причинам тайно проник на материк, не имея на то разрешения.
Причем этот процесс наблюдался не только в последнее время, когда в результате боевых действий многие несчастные лишились крова над головой и средств к существованию, но и гораздо раньше.
Акции протеста охватили уже 4 из 6 лагерей. 370 человек объявили голодовку (по данным правительства - 170 человек). 36 афганцев зашили себе рты нитками. 11 подростков угрожают покончить жизнь самоубийством. Несколько человек пытались повеситься.
К счастью, все попытки свести счеты с жизнью были неудачными. И это весьма симптоматично. Поскольку эти люди перебрались на зеленый материк для того, чтобы лучше жить, а не громко умереть. Следует отметить и то, что никаких протестов из лагерей беженцев, расположенных в Пакистане, не поступает. Несмотря на то, что условия содержания в этой стране гораздо "бесчеловечней". Просто перспектива осесть в Пакистане мало кого интересует.
В любом конфликт у каждого из его участников есть своя правда. Афганцы жалуются на то, что вопрос о предоставлении статуса беженца и получении австралийского гражданства чиновники решают в течение нескольких месяцев, а то и лет. Чиновникам же такие указания дает правительство. Потому что только так - путем обязательного размещения в лагерях - удается сдерживать поток нелегальных иммигрантов. И это можно понять. В Австралии проживает 19 миллионов человек. И правительство опасается значительной "афганизации" страны. Действительно, резкое увеличение представителей совсем иной цивилизации, именно цивилизации, способно создать массу весьма серьезных проблем.
Отчаянные действия нелегалов натыкаются на решимость правительства. Премьер-министр Австралии Джон Ховард квалифицирует конфликт как "моральный шантаж" со стороны беженцев. Министр по иммиграционной политике Филипп Раддок заявляет: "Они полагают, что, объявив голодовку, смогут повлиять на нас. Я должен прямо заявить - этого не будет".
Можно, конечно, сказать, что это негуманно. Но беженцев не высылают обратно в Афганистан. Хотя могли бы.
Так, например, правительство Великобритании намерено рассмотреть вопрос об отправке на родину всех афганцев, добивающихся политического убежища. Основания сформулированы вполне четко - талибы разбиты, к власти в стране пришло демократическое правительство, поэтому там уже никто не преследуется ни по политическим, ни по каким бы то ни было иным мотивам.
У печальной истории с австралийскими лагерями есть и чисто бытовая параллель. У замечательного питерского писателя Валерия Попова (советую почитать его ранние вещи!) есть один рассказ. К героине приходит в гости ее поклонник и говорит, что сильно ее любит и будет у нее жить. Получив отказ, запирается с охотничьим ружьем в ванной и объявляет, что будет стреляться…