Открытие внешнему миру телекоммуникационного рынка Китая оживит деятельность китайских предприятий, действующих в данной сфере
11 декабря 2001 года Китай официально присоединился к ВТО и стал 143-им членом этой международной организации. Одновременно с этим страна приступила к выполнению обязательств, взятых ею в сфере телекоммуникаций, услуг, строительства и туризма в связи с вступлением в ВТО. Министерство информатики КНР, быстро отреагировав на это, в тот же день объявило об упразнении двух старых законодательных актов, предусматривавших запрещение притока инокапитала в сферу телекоммуникаций. На недавно состоявшемся 49-ом заседании ПК Госсовета КНР прошел обсуждение и в принципе был принят новый законодательный акт "Положения контроля за деятельностью телекоммуникационных предприятий с участием иностранного капитала" /проект/. Все это создало благоприятные условия для открытия иностранным инвесторам доступа к сфере телекоммуникаций Китая.
"Вэньхуэйбао" 21 января опубликовала статью под заголовком "Внешняя открытость рынка телекоммуникаций Китая сулит большие перспективы", в которой приводятся некоторые доводы, рождающие оптимизм по этому поводу. По мнению автора, поскольку открытие национального телекоммуникационного рынка проходит в Китае постепенно: сначала только в трех больших городах -- Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, затем распространится на другие 14 городов и на заключительном этапе -на всю страну, приток инокапитала в данную сферу не должен сильно беспокоить китайские предприятия. Поскольку в начале будут существовать определенные ограничения для зарубежных инвесторов в данной отрасли. Участие инокапитала допускается только в виде акций, тем более, что контрольный пакет акций в телекоммуникационной инфраструктуре должен принадлежать китайской стороне. В последующие несколько лет китайские предприятия и предприятия с участием инокапитала будут конкурировать друг с другом не столько в инфраструктурных операциях, сколько в сфере цифровой связи и других операциях.
Китайские предприятия, действующие в сфере телекоммуникаций, в последние годы начали испытывать некоторую "усталость", обремененные высокими долгами, образовавшимися в ходе неоднократных преобразований, значительного снижения цен на телекоммуникационные тарифы и услуги и др. Открытие внешнему миру телекоммуникационного рынка страны как раз предоставляет возможности для дальнейшего оживления деятельности национальных предприятий, которые срочно нуждаются в капитальных вложениях, считает автор этой статьи.
Кроме того, Китаю удалось накопить опыт в области открытия своего телекоммуникационного рынка уже до того, как было объявлено членство страны в ВТО. Так, в 1997 году Объединение телекоммуникаций "Чайна Телеком" на основе операций мобильной связи в провинциях Гуандун и Чжэцзян создало Акционерную компанию телекоммуникаций "Чайна Телеком" /Сянган/ с ограниченной ответственностью, чьи акции были выпущены на Сянганской и НьюЙоркской фондовых биржах. Это заложило хорошую основу для того, чтобы указанные две провинции -- Гуандун и Чжэцзян, опередили других по темпам развития телекоммуникаций в стране. Все это говорит о том, что открытие внешнему миру телекоммуникационного рынка Китая ставит отрасль не только перед проблемами, но и дает возможность для дальнейшего сотрудничества и развития, обещая принести выгоду обеим сторонам, пишет автор статьи.