Индия может стать владычицей морей
Поставки российского вооружения в перспективе позволят Дели
контролировать Индийский океан
08.02 Илья Клебанов, руководитель находящейся в Дели российской
делегации, и глава Минобороны Индии Джордж Фернандес подписали протокол
о военном сотрудничестве. Согласно этому документу Россия поставит Индии
четыре дальних морских ракетоносца Ту-22МЗ, тяжелый авианесущий крейсер
"Адмирал флота Советского Союза Горшков" (проект 1143.4), начнется
совместная разработка и производство среднего транспортного самолета на
базе Ил-214. Чтобы укомплектовать авиагруппу авианосца, Индия должна
приобрести российские истребители МиГ-29К и вертолеты фирмы "Камов",
которая, как известно, давно и успешно занимается винтокрылыми машинами
корабельного базирования. Уточнялись вопросы реализации и ранее
объявленных договоренностей. Среди них модернизация истребителей
семейства МиГ и противолодочных самолетов Ту-142, а также участие России
в создании индийского АВАКСА.
Настойчиво циркулирующие в последнее время слухи о лизинге двух атомных
подводных лодок 971-го проекта пока не находят подтверждения. По
классификации НАТО, эти субмарины проходят как "Акула", отечественное же
название "Щука-Б". Отметим, что речь идет о передаче Индии двух лодок,
корпуса которых уже давно находятся на стапелях Амурского
судостроительного завода (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, входящего в
Концерн средне- и малотоннажного судостроения. И хотя АСЗ находится как
бы в тени, отбрасываемой мощными верфями Северодвинска, традиционного
отечественного лидера в атомном подводном судостроении, не стоит
забывать о том, что Амурский завод передал отечественному флоту около
половины всех АПЛ. В настоящее время у российского ВМФ нет средств,
чтобы профинансировать достройку и ввод в свой боевой состав этих лодок.
Вот почему продажа субмарин Индии могла бы существенно поправить
заводские дела. Комсомольские лодки (с учетом заводской модернизации) по
своим боевым возможностям не только не уступают, а по многим показателям
и превосходят северодвинскую АПЛ "Ясень" 885-го проекта.
Отметим, индийская сторона уже имеет опыт аренды отечественной атомной
подводной лодки. В частности, 5 января 1988 года на советской АПЛ К-43
(проект 670) был поднят индийский флаг, и через десять дней субмарина,
названная "Чакра", отправилась к новому месту службы. Подчеркнем, ВМС
Индии подошли к приему атомной лодки весьма ответственно и создали для
ее базирования отменные условия. Был сооружен специальный пирс с
60-тонным краном, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке "Чакры" в
базе на субмарину подавались вода, воздух, электроэнергия, что
существенно экономило моторесурс АПЛ. Специалистами отмечается, что
индийские моряки эксплуатировали лодку очень грамотно. 5 января 1991
года срок аренды закончился, и АПЛ была возвращена во Владивосток. В
следующем году ее вывели в отстой и исключили из боевого состава
российского флота.
Аналитики отмечают, что с получением двух АПЛ типа "Барс" Индия делает
заявку на возможность контролировать акваторию Индийского океана и
близлежащие морские пространства, через которые проходят стратегически
важные пути снабжения ближневосточной нефтью ряда ключевых стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Источник: Независимая Газета, 09.02.2002, Михаил Ходаренок