В северо-восточном углу страны, на берегу реки Хэйлунцзян располагается
очень милый приграничный город Хэйхэ. Еще в 1984 году центральное
руководство Китая выдвинуло стратегическую концепцию "одновременно
поднять Шэньчжэнь на юге и Хэйхэ на севере страны", говорится в
авторской статье, помещенной в газете "Жэньминь жибао" /выпуск для
заграницы/ под заголовком "Хэйхэ сегодня на подъеме".
Стремительное развитие Шэньчжэня за минувшие годы известно всем. К
сожалению, по разным причинам Хэйхэ в эти годы не удалось подняться до
уровня Шэньчжэня. Однако старая мечта никогда не покидала его жителей.
Сегодня благодаря сильному руководству города она постепенно
превращается в реальность.
Территория г. Хэйхэ, площадь которого составляет 68726 квадратных
километров, таит в себе богатые природные ресурсы. На душу населения
города приходится более чем один гектар пашни, по этому показателю он
занимает первое место в стране. Лесной покров составляет 58,5 процента.
Помимо редких пород диких животных, здесь насчитывается более 250 видов
растений, которые могут быть сырьем для изготовления лекарств китайской
медицины, более 1000 видов дикой растительности, пригодной в пищу.
На территории Хэйхэ протекает 621 река, по запасу водных ресурсов на
душу населения город также лидирует в стране. Имеются и месторождения
золота, угля и меди, а также сырьевые ресурсы для производства цемента.
Как отметил секретарь горкома КПК Юй Сяодун, раньше люди обращали
внимание только на географическое преимущество Хэйхэ, сегодня, после
вступления страны в ВТО надо отдать приоритет использованию его
природных ресурсов.
Сочетание географического положения и наличия природных ресурсов в Хэйхэ
является редким преимуществом для развития городской экономики Хэйхэ,
отметил Юй Сяодун.
Вблизи г. Хэйхэ проходит китайско-российская граница протяженностью 358
км, вдоль которой открыты три контрольно- пропускных пункта первой
категории. На другом берегу реки Хэйлунцзян расположен г. Благовещенск,
один из крупных городов на Дальнем Востоке РФ. Хэйхэ и Благовещенск
разделяют всего лишь 750 метров. Такое уникальное географическое
положение делает Хэйхэ узловым пунктом и передним краем в развитии
политических, экономических и культурных связей с дальневосточным
регионом России.
Будучи одним из первых открытых пограничных городов, объявленных
Госсоветом КНР после начала проведения политики реформ и открытости,
Хэйхэ добился больших сдвигов в развитии торгово- экономического
сотрудничества с российскими партнерами. На его долю одно время
приходилось аж 54 процента общего объема приграничной торговли провинции
Хэйлунцзян.
В 1998 году городское руководство разработало план создания в Хэйхэ
большого международного торгово-экономического коридора, соединяющего
всю страну с Россией. К настоящему времени здесь уже открыт самый
крупный на китайско-российской границе торговый центр площадью 31 тыс
квадратных метров, через который продукция более 3000 предприятий 29
провинций, включая Сянган, Аомэнь и Тайвань, выходит на российский
рынок.
Кроме того, за минувшие 4 года в Хэйхэ были завершены работы по ремонту
и восстановлению двух железнодорожных линий протяженностью 398
километров. В сентябре 2001 года закончилась реконструкция местного
аэропорта, на котором сейчас могут совершать взлет и посадку даже
лайнеры типа "Боинг" и "Ту-154". К настоящему времени уже проложены
авиарейсы из Хэйхэ в Харбин, Цзинань /провинция Шаньдун/ и Пекин,
впоследствии будут открыты воздушные маршруты на Далянь, Шанхай,
Вэньчжоу /провинция Чжэцзян/, Гуанчжоу /провинция Гуандун/ и другие
города страны, с одной стороны, и на главные города Дальнего Востока и
Сибири РФ, с другой. В 2001 году началась прокладка автодорожной
магистрали государственной категории номер 202, которая не только
соединит Хэйхэ с Харбином и Далянем, но и составит сеть с другими
автострадами страны. Это создаст предварительное условие для
предстоящего сооружения железнодорожного и автодорожного моста на
китайско-российской границе.
Наряду с этим в самом городе Хэйхэ совершенствуется инфраструктура. Тут
также ведется подготовка к возведению международного моста на
трансграничной реке Хэйлунцзян, после введения в эксплуатацию которого
Хэйхэ будет играть еще большую роль в расширении торгово-экономических
связей между Китаем и Россией. В дальнейшем Хэйхэ на севере страны
сможет значить не меньше, чем Шэньчжэнь на юге, говорится в заключение
статьи.