Мобильные телефоны - по крайней мере, так считает большинство европейцев
и американцев - созданы для разговоров и текстовых сообщений.
Попытки перевести доступное всем, у кого есть компьютер, содержание
всемирной паутины на малюсенькие экраны сотовых телефонов до сих пор в
Старом и Новом свете оказывались не слишком успешными.
--------------------------
Пользователи мобильной телефонии в Японии
(январь 2002 г.)
NTT DoCoMo: 39,9 млн
KDDI: 12 млн
Tu-Ka: 3,9 млн
J-Phone: 11,8 млн
Всего: 67,5 млн
-------------------------
Wap - стандарт, принятый в Европе для мобильных веб-услуг, - считается
сегодня тупиковым направлением интернет-технологий.
Если принять во внимание общую ситуацию в телеком-секторе, то можно
понять, что провал Wap-затеи и очень медленный ввод стандарта скоростной
передачи данных GPRS пугают операторов. Они уже выбросили миллиарды
долларов на приобретение лицензий на мобильную связь так называемого
третьего поколения, которая должна стать реальностью в ближайшие пару
лет.
Безоблачная эйфория последних лет, царившая на главном мероприятии
мирового мобильного сектора - торговой выставке 3GSM в Каннах - теперь
сменилась охотой за новыми способами быстрого зарабатывания денег.
От смешного до великого
В Японии, однако, все совсем иначе.
Почти 50 миллионов человек передают и принимают данные на свои сотовые
телефоны практически каждый день. 60% из них пользуются стандартом
i-mode, который предоставляет безоговорочный рынок мобильного рынка
страны компания NTT DoCoMo.
На сегодняшний день три четверти всех клиентов DoCoMo (а это 40
миллионов человек) подписаны на i-mode.
Их телефоны малюсенькие, зато цветные экраны размером с кредитную
карточку. И огромное количество предложений от независимых компаний,
пытающихся оторвать свой кусок пирога от того сегмента рынка, который
явно пользуется любовью потребителя.
I-mode позволил DoCoMo довести свое финансовое состояние до такого
уровня, когда мобильная компания получила контроль над 85% прибыли своей
"материнской" компании - гиганта телефонии NTT.
С самого запуска i-mode три года назад этот стандарт очень быстро
набирал в Японии обороты. Но теперь дело за Европой: сможет ли Старый
Свет после нескольких фальстартов принять мобильный интернет?
Под поверхностью
Внешне японские мобильники очень похожи на своих западных собратьев, но
внутри существенно отличаются.
Принятый в Европе стандарт GSM используется более чем в 66% всех
мобильных телефонов в мире. Японский же стандарт PDC не существует нигде
кроме самой Страны Восходящего Солнца.
Это, однако, вовсе не означает, что i-mode нельзя использовать в других
местах. Если мобильные трубки в состоянии нести в себе программное
обеспечение, необходимое для использования i-mode, то и сеть в состоянии
этот режим поддерживать.
И уже сейчас на рынке появляются телефоны, работающие в GSM и способные
- по крайней мере, технически, - повторить успех DoCoMo. В последние
несколько месяцев европейские мобильные сети модернизированы, так что
теперь они в состоянии передавать данные со скоростью, достаточной для
того, чтобы ее по достоинству оценили пользователи.
Свой кусок
Урок, который в DoCoMo усвоили еще на первых порах, очень прост:
продаются контент и услуги. Технологии - нет.
Именно услуги - графические сообщения, эффективные справочники,
финансовый сервис, игры и сотни других - позволили сделать i-mode тем,
чем он стал.
Все это, а еще модель оплаты, позволяющая независимым компаниям
автоматически получать заметный кусок от того счета, который в конце
каждого месяца оплачивает каждый потребитель.
Эта модель жестко контрастирует с европейскими Wap-услугами, где для
независимого оператора практически не остается места в "огороженных
садах" мобильных гигантов. Делается это для того, чтобы большая часть
средств оставалась именно у крупных компаний.
Но DoCoMo и ее партнеры радуются каждому - даже и совсем тонкому -
кусочку пирога. Главное - чтобы пирог продолжал увеличиваться в
размерах. И все счастливы. Пользователь знает, сколько он тратит.
Провайдер услуг получает плату. А DoCoMo, потирая руки, наблюдает за
тем, как спиралевидно растут пользование услугами и количество новых
номеров. А следовательно - и прибыли.
И даже в то время, когда экономика Японии (вторая по мощи в мире)
находится в состоянии кажущейся бесконечной рецессии, DoCoMo и ее
конкуренты J-Phone (контроль над ней частично принадлежит британскому
телеком-гиганту Vodafone) и KDDI продолжают предлагать все новые и новые
услуги.
А в результате уже сегодня японцы практически готовы к новому, еще более
скорому, еще более богатому сервису третьего поколения.
Нет нужды говорить о том, что в этой ситуации европейские операторы,
придавленные к земле долгами, в которые им пришлось влезть, чтобы купить
лицензии на третье поколение, и публикой, по жажде до данных которой
нанесен невкусный Wap-удар, следят за происходящим на Востоке с
нескрываемой завистью.
I-mode стартует в Европе в ближайшие два месяца - на первых порах в
немецкой сети E-Plus и бельгийско-нидерландской KPN.
Конкуренты этих компаний будут очень внимательно следить за тем,
насколько интересной покажется пользователю идея реальной передачи
данных.