ДОКЛАД О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА (Зачитан 5 марта 2002 года на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва)
О работе в 2001 году
Чжу Жунцзи
I. НУЖНО РАСШИРЯТЬ И КУЛЬТИВИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ СПРОС, СТИМУЛИРОВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Сохранение относительно быстрого роста народного хозяйства – основа увеличения трудоустройства, улучшения жизни народа и поддержания социальной стабильности, важное условие продвижения структурного урегулирования и углубления реформы. Перед лицом нынешней суровой международной экономической ситуации коренной мерой более быстрого развития экономики служит расширение внутреннего спроса и дальнейшее формирование ее двойственной движущей силы в виде потребления и инвестирования. Нужна и впредь активная финансовая и умеренная денежная политика, притом с сохранением необходимой динамики ее проведения, а наряду с этим еще и другие комплектующие макроэкономические госустановки.
Для расширения внутреннего спроса прежде всего важно повышать доходы городских и сельских жителей, но особенно людей с низкими доходами, культивировать и увеличивать покупательную способность населения. При этом в первую очередь принимать более действенные меры для всемерного увеличения доходов крестьянства, практически облегчать его бремя. Во-вторых, серьезнее совершенствовать систему социального обеспечения в городах. Самым нужным и срочным здесь по-прежнему является выполнение двух задач – обеспечить на деле своевременную и полную выплату сокращенному персоналу госпредприятий средств на основные жизненные потребности, а пенсионерам – основной пенсии по старости. Новое удержание этих выплат нигде недопустимо. Важно совершенствовать систему страхования по безработице. Вместе с тем полагается усиливать работу по созданию системы обеспечения прожиточного минимума для жителей городов, чтобы у всего бедного городского населения, которое отвечает соответствующим условиям, имелся необходимый минимум средств для жизни, словом, чтобы можно было гарантировать все, что нужно гарантировать. В центральном бюджете доля средств на обеспечение прожиточного минимума довольно намного взросла. Увеличить средства на эти цели нужно и местным бюджетам. Что касается персонала особо трудных отраслей и предприятий, то здесь все еще полагается эффективными мерами помогать ему в преодолении трудностей. Важно продолжать перестройку порядка основного медицинского страхования городских рабочих и служащих, системы медицинского обслуживания и системы производства и обращения медикаментов. Продолжать эксперимент с усовершенствованием системы соцобеспечения в провинции Ляонин, ряде городов других провинций и автономных районов. Всемерно аккумулировать средства для государственного фонда соцобеспечения, по-хозяйски их контролировать и использовать. В-третьих, продолжится разумное повышение основной зарплаты рабочих и служащих учреждений и деловых единиц, а наряду с этим соответственно поднимется здесь и пенсия у пенсионеров. Предприятия всех форм собственности также должны на основе повышения экономической эффективности в определенной мере увеличить доходы своего персонала. Там, где задерживают выплату зарплаты кадровым работникам, сотрудникам правоохранительных органов и службы общественной безопасности, а также учителям, соответствующие местные правительства обязаны принять действенные меры для скорейшего разрешения этой проблемы. Местным финансам в первую очередь полагается обеспечить выплату зарплаты, а наряду с этим в кратчайшие сроки погасить задолженность в этом плане. Лучше не браться за новое строительство, поменьше делать или совсем не делать того, что несрочно, но своевременную и полную выплату зарплаты нужно обеспечивать. Что касается тех провинций (а также автономных районов и городов центрального подчинения), которым приходится действительно трудно в этом смысле, то центральные финансы будут предоставлять им дотации в виде трансфертных платежей на основе строго фиксированных штатных расписаний и штатного состава. Городам и уездам, испытывающим финансовые трудности, провинциальные финансы тоже обязаны предоставлять дотации в виде трансфертных платежей. В-четвертых, требуется активно ширить масштабы первичного и нового трудоустройства. Это важное средство повышения доходов населения. Надо всячески расширять каналы трудоустройства, создавать новые рабочие места. Всемерно развивать трудоемкие отрасли производства и сервиса, средние и малые предприятия, которые поглощают большое количество рабочих рук. Ширить пути трудоустройства через микрорайонный сервис. Практиковать многообразные формы трудоустройства, которые бы отличались большой эластичностью и гибкостью. Развивать рынки рабочей силы, совершенствовать систему услуг по трудоустройству. Со всей серьезностью претворять в жизнь льготные установки на поощрение самостоятельного поиска работы и стимулирование трудоустройства. Оказывать особую помощь в трудоустройстве социально слабым слоям населения. В-пятых, необходимо ширить сферу потребления, улучшать потребительскую среду. Устранять препятствия, ограничивающие потребление, за счет углубления реформы и урегулирования государственных установок. Поощрять население на увеличение сервисного потребления касательно жилья, туризма, легковых автомобилей, телекоммуникаций, культурных развлечений, спорта и т. д., культивировать новые горячие точки потребления.
Нужно сохранять необходимые масштабы госзаймовского инвестирования и обеспечивать тем самым более быстрый рост вложений в основные фонды. В соответствии с нуждами и возможностями на этот год планируется выпуск долгосрочного строительного госзайма в размере 150 млрд. юаней. Полученные деньги пойдут главным образом на незавершенные объекты, строящиеся за счет госзаймов, на объекты по освоению западной части страны, на техническую реконструкцию важнейших предприятий, на переброску воды с юга на север, на объекты по охране водных ресурсов Пекина и Тяньцзиня, на инфраструктурные сооружения в деревне, на нужды образования, органов общественной безопасности, прокуратуры, судов и административных органов юстиции, Большинство госзаймовских строительных объектов, начатых в 1998 году, будет в этом году в основном закончено. В настоящий момент банковские сбережения населения растут в больших размерах, средств у банков достаточно, процентные ставки по вкладам относительно низки, рыночные цены стабильны, удельный вес непогашенных госзаймовских остатков в ВВП по-прежнему в черте безопасности. Поэтому для выпуска долгосрочного строительного госзайма кое-какое свободное пространство все-таки имеется, большого риска не будет. Строительство за счет госзаймов важнейших и срочно нужных обществу объектов не только полезно для стимулирования экономического роста и культивирования источников средств, но и позволяет сосредоточенными силами вершить большие дела, полностью развертывать эффективность использования средств всех сторон. Наряду с увеличением госзаймовских вложений важно еще принимать меры для гибкого и правильного использования других видов внутренних средств, ориентировать и поощрять производство капиталовложений со стороны общества. Требуется придавать важное значение рациональному и экономному использованию денежных средств, твердо и решительно предупреждать неэффективные капиталовложения, дублированное строительство. В инфраструктурном строительстве тоже важно осуществлять рациональное планирование, действовать соразмерно силам и следить за практической эффективностью, чрезмерно опережающее развитие здесь недопустимо. Нужно и дальше усиливать контроль и управление применительно к использованию госзаймовских средств, строительству объектов и качеству строительных работ, строго наказывать за всякое удержание и использование не по назначению средств госзаймов.
Предстоит тщательно заняться финансово-налоговой работой, сохраняя при этом стабильность налоговой системы и усиливая налоговзимание и налогоуправление. Нужно строго по закону управлять налоговзиманием и делать так, чтобы взималось все, что положено, и затыкались все дыры, через которые они частично либо полностью утекают. Серьезно проводя принцип «на первом месте питание, на втором – строительство», разумно отлаживать структуру финансовых расходов и в зависимости от важности и срочности дела сохранять либо безжалостно сокращать из них те, которые нужно сохранить или сократить. В целях дальнейшего нормирования отношений распределения между центральным и местными правительствами, создания разумного механизма распределения, оказания поддержки освоению западной части страны с нынешнего года начнется пропорциональное распределение поступлений от подоходного налога между центром и местами. Доходы центра, возрастающие в виду увеличения поступлений от подоходного налога, целиком пойдут на обычные трансфертные платежи местам, притом главным образом центральным и западным районам.
Нужно продолжать умеренную денежную политику, усиливать контроль и управление финансовыми органами. Наряду с действенным предотвращением и нейтрализацией финансового риска финорганы обязаны активно поддерживать экономическое развитие и всемерно улучшать обслуживание. Банкам предстоит отрегулировать структуру кредитования и отдавать при этом приоритет кредитной поддержке госзаймовских объектов, урегулирования сельскохозяйственной структуры, технической реконструкции предприятий, развития средних и малых предприятий, особенно научно-технических профилей. Максимально удовлетворять кредитные потребности тех предприятий, которые имеют рынок, работают эффективно и пользуются доверием, но нуждаются в оборотных средствах. Развивать потребительское кредитование, выдавая ссуды на приобретение личного жилья и получение высшего образования. Форсировать установление современного финансового режима, углублять реформу банковско-финансовых учреждений, совершенствовать их внутренний механизм, усиливать их хозяйственное управление. В нынешнем году коммерческие банки начнут полностью переходить на пятиразрядную аттестацию качества кредитов и улучшат снабжение информацией. Нужно в большей мере нормировать и развивать рынок ценных бумаг. Продолжать стимулировать здоровое развитие страхования. Усиливать финансовый правопорядок, контроль и управление. Ускорять строительство в области информатизации. Внимательно следить за конъюнктурой на мировом финансовом рынке, строго предотвращать натиск международных краткосрочных капиталов на наш финансовый рынок и на деле обеспечивать финансовую безопасность страны.