ДОКЛАД О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА (Зачитан 5 марта 2002 года на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва)
О работе в 2001 году
Чжу Жунцзи
II. НУЖНО УСКОРЯТЬ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ СЕЛА, ВСЕМЕРНО ПОВЫШАТЬ ДОХОДЫ КРЕСТЬЯН
Развитие производительных сил сельского хозяйства и повышение покупательной способности крестьян – тот весьма важный аспект расширения и культивирования внутреннего спроса, от которого зависят развитие народного хозяйства и социальная стабильность в целом. Поэтому укрепление аграрного сектора и повышение крестьянских доходов следует рассматривать наиболее выпуклой задачей всей экономической работы в целом, а увеличение доходов крестьян и уменьшение их нагрузок – важным критерием оценки работы сельского хозяйства и села.
Говоря по существу, в целях увеличения доходов крестьян необходимо форсировать урегулирование структуры аграрного сектора и экономики села, всемерно расширять промышленные начала агросектора, активно стимулировать переход от традиционного сельского хозяйства к современному. Предстоит всемерно вводить лучшие сорта и породы, передовые и практически пригодные технологии, ускорять производство высококачественной, специализированной и экологически чистой сельхозпродукции. Продолжать урегулирование внутренней структуры агросектора, активно развивать животноводство и аквакультуру. На основе полного развертывания сопоставительных региональных преимуществ форсировать урегулирование размещения и оптимизацию сельского хозяйства. Как в приморье, так и в пригородах крупных и средних городов всемерно обеспечивать развитие высокоэффективного сельского хозяйства. В главных житницах центральной части страны важно, ухватившись за такой шанс, когда основные сбытовые районы освобождают частично зерновой рынок, расширять производство высококачественного зерна, повышать его комплексную эффективность и рыночную конкурентоспособность. На западе страны следует обеспечивать развитие специфических агрохозяйств, богарного и экологически чистого земледелия. Необходимо всемерно ширить экспорт сельхозпродукции. Внедрять такие формы хозяйствования, как «компания плюс крестьянские дворы» и «производство сельхозпродукции по заказам», постепенно осуществлять интеграцию производства, обработки и сбыта сельхозпродукции. Ускоренными темпами поднимать ряд головных предприятий, имеющих большую сферу излучения и заразительную силу примера. Углублять реформу системы сельскохозяйственных научных исследований и распространения достижений. Продвигать соединение сельского хозяйства с наукой и образованием, а производителей – с научно-исследовательскими учреждениями и вузами. Продолжать осуществлять программу «Искра», ускорять трансформацию, распространение и практическое применение достижений сельскохозяйственной науки и техники. При урегулировании структуры агросектора полагается, как и прежде, ориентироваться на рыночный спрос, исходить из существующей реальности и в полной мере уважать желания крестьян. Заниматься голым администрированием абсолютно недопустимо. Правительствам всех ступеней предстоит тщательно разрабатывать планы, увеличивать вложения на научно-технические цели агросектора, улучшать обслуживание и, делая акцент на создание системы стандартизации и аттестации качества сельхозпродукции, системы ее проверки и экспертизы и системы рыночной информации, культивировать хорошую рыночную среду.
Чтобы можно было в кратчайшее время намного увеличить доходы крестьян, необходимо, кроме того, проделать следующее.
Во-первых, расширить масштабы освобождения пашни под леса. Два с лишним года экспериментирования показали, что освобождение пашни под леса (в том числе под травосеяние и под водоемы) в ряде мест западных и центральных регионов страны стало не только важной мерой улучшения экологической среды и стимулирования структурного урегулирования сельского хозяйства, но и эффективным путем непосредственного увеличения доходов крестьян. Сейчас, когда зерна и другой сельхозпродукции у нас вполне достаточно для снабжения, налицо благоприятный момент для форсированного освобождения пашни под леса. В нынешнем году предстоит снова увеличить площадь таких пахотных земель, стимулировать временный отказ от скотоводства в пользу восстановления степей и ускорить темпы лесопосадок на пригодных для этого голых горных склонах и пустующих землях. Твердо осуществлять и усиливать дифференцированное ориентирование в свете местных условий, со всей серьезностью претворять в жизнь государственные установки на освобождение пашни под леса, совершенствовать комплектующие меры, чтобы можно было форсировать выращивание и поставку саженцев лучших сортов и обеспечивать тем самым качество работы по освобождению пашни под леса. При осуществлении программы освобождения распаханных земель под лесопосадки и охраны природных лесов необходимо придавать важное значение организации новых производств в целях обеспечения населения долговременными источниками существования, а соответствующих местных органов финансовыми поступлениями. В этой связи предстоит форсировать составление правовых норм, регулирующих освобождение пашни под леса.
Во-вторых, углубить реформу налогов и денежных сборов на селе, реформировать систему обращения зерна и хлопка. Реформа налогов и денежных сборов на селе – радикальная мера по облегчению бремени крестьян. В нынешнем году предстоит снова расширить масштабы экспериментирования, но преимущественно за счет главных зернопроизводящих и крупных аграрных провинций центральной части страны. В других же провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения экспериментирование будет по-прежнему идти в части уездов и городов уездного значения. Центральные финансы, разумеется, окажут соответствующую финансовую поддержку в рамках бюджета. Однако и финансы зон экспериментирования, в свою очередь, тоже должны будут разумно поддержать реформу. При этом требуется как следует провести комплектующие реформы поселково-волостных органов, народного образования на селе и уездно-волостной финансовой системы. Реформа налогов и денежных сборов на селе призвана заметно снизить нагрузку крестьян и в то же время обеспечить необходимые средства для нормальной работы и развития села, но в особенности для осуществления обязательного обучения в деревне. Там, где эта реформа еще не проводилась, нужно при строгом соблюдении соответствующих предписаний центра продолжать принимать все меры для снижения крестьянских нагрузок. Предстоит и далее усиливать целевое упорядочение в связи с произволом при взимании денежных взносов сельскими школами, платы за электричество и сборов за постройку жилых домов в деревне. Полностью осуществлять меры по углублению реформы системы зернового обращения и всемерно продвигать преобразование госпредприятий по закупке и сбыту зерна. Улучшать и усиливать управление зерновым рынком, стимулировать установление долговременных стабильных отношений сотрудничества в области купли-продажи между основными районами производства и сбыта зерна. Продолжать всю реформационную работу по маркетированию хлопковых закупок и сбыта, поддерживать производство и рынок хлопка в состоянии стабильности.
В-третьих, максимально ширить каналы увеличения доходов крестьян. Важно ускорить на селе развитие первой и второй индустрий, отдавая приоритет промышленности по переработке сельхозпродукции и сельскому сервису. Ориентировать поселково-волостные предприятия на форсирование структурного урегулирования, технического прогресса и институциональной инновации в целях повышения уровня развития. Расширение экономических связей между городом и деревней позволяет заметно увеличить доходы крестьян. Поэтому нужно повсеместно отменять и упразднять все неправильные ограничения и произвольные поборы, чтобы дать крестьянам возможность устраиваться на работу в городах либо заниматься там торговлей, а тем самым практически гарантировать их законные права и интересы. В то же время полагается усиливать управление и ориентирование. Важно также ровными темпами интенсивно продвигать урбанизацию и стимулировать таким образом переход сельской рабочей силы в несельскохозяйственную сферу.
В-четвертых, усилить поддержку сельского хозяйства. Здесь требуется по правилам ВТО принимать все меры для защиты интересов крестьянства. Увеличивать вложения в агросектор и инфраструктурное строительство на селе, улучшать здесь производственно-бытовые условия и экосферу. Притом специально поддерживать сельское строительство в виде создания сооружений по водоэкономному орошению, обеспечению питьевой водой людей и скота, газификации села за счет болотного газа, выработке гидроэлектроэнергии, в виде прокладки проселочных дорог, огораживания пастбищ и т.д. Усиливать помощь аграрному сектору в области сельскохозяйственных научных исследований, внедрения агротехники, профилактики и борьбы против вредителей и болезней растений и животных, информационного консультирования, а также подготовки и обучения крестьян. Особенно важно наращивать динамику поддержки главных зернопроизводящих районов. Улучшать финансовое обслуживание агросектора. Углублять реформу кредитных кооперативов на селе. Больше помогать бедствующим селам за счет организации освоенческих работ, по многим каналам увеличивать вложения на эти цели, ширить организацию оплачиваемых работ вместо выдачи пособий. Увеличивать поддержку пострадавшим от стихийных бедствий и особо нуждающимся районам, а конкретно, частично либо полностью освобождать их от налогов на земледелие и скотоводство, притом практически, по-настоящему. Активно помогать на селе особо нуждающимся семьям, а также семьям погибших воинов, семьям военнослужащих, воинам-инвалидам, другим лицам в преодолении существующих трудностей.