главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

Экономика

Китайский вызов
Компании учатся конкурировать

Ведущая индийская фармацевтическая компания Dr. Reddy's Laboratories Ltd. годами получала хорошую прибыль от норфлоксацина. Но в конце 1990-х годов китайские конкуренты начали продавать в Индию норфлоксацин за половину цены Dr. Reddy's. «Китай нас обошел, — говорит Сатиш Редди (Satish Reddy), директор-распорядитель Dr. Reddy's. — В массовом производстве мы Китаю не конкуренты».
То же можно услышать в директорских кабинетах по всей Индии. За несколько лет китайские производители наводнили страну дешевыми телевизорами, игрушками и прочей продукцией, сильно потеснив индийцев. И, словно этого было недостаточно, Китай нацелился на единственную отрасль, в которой пока Индия опережает своего соседа-гиганта, — программное обеспечение для компьютеров.
Однако на примере Dr. Reddy's индийские производители могут учиться достойно противостоять китайской экспансии. Чтобы уменьшить издержки, фармацевтическая компания закупает сырье в Китае. В Шанхае создано совместное предприятие. И, подобно Dr. Reddy's, другие индийские компании разрабатывают собственную стратегию по выходу на рынки континентального Китая, укрепляя свои пози-
ции дома и становясь более конкурентоспособными в мире.
Вслед за бизнесом просыпается и индийское правительство. После более чем десятилетия вялотекущих экономических реформ Нью-Дели всерьез занимается проблемами приватизации, открывает ключевые секторы — телекоммуникации, сельское хозяйство —для
серьезной конкуренции, строит новые автострады, порты и аэродромы. Памятуя о том, что в КНР законы об отношениях работодателя с работниками ориентированы на инвестора, правительство премьер-министра Атала Бихари Ваджпайи (Atal Bihari Vajpayee) объявило в феврале о реформе жесткого трудового законодательства Индии, чтобы компании имели больше свободы маневра при увольнении работников. И Нью-Дели планирует сделать законодательную базу еще либеральнее, открыв более дюжины особых экономических зон.
Следует отметить, что задача перед Индией стоит грандиозная. Чтобы понять, насколько Индия отстает от Китая в этом отношении, достаточно вспомнить, что в КНР особые экономические зоны возникли 20 лет назад. Даже краткий визит в деловые столицы Китая и Индии — сияющий огнями город высоких технологий Шанхай и тусклый, неказистый Бомбей — дает представление о глубине пропасти между двумя странами. Все это объясняет, почему в прошлом году Китай получил $46,8 млрд. в качестве прямых иностранных инвестиций, а Индия — всего $2,3 млрд. Посетивший в прошлом году Китай с группой других членов парламента индийский парламентарий Махамега Харабела (Mahamegha Kharabela) был потрясен китайским прогрессом. «Я вернулся домой в большом воодушевлении, — говорит он. — Я сказал премьер-министру: «Нам надо подтянуться».
Представление о Китае как о примере для подражания показывает, насколько изменились взаимоотношения стран за последние годы. Наступает расцвет экономических связей, и отношения между двумя странами стали прагматичнее. Объем двусторонней торговли подскочил с $1,8 млрд. в 1998 году до $3,5 млрд. в прошлом и, вероятно, выйдет на рубеж $10 млрд. к 2005 году.
Одновременно с этим Пекин воспринимает Индию не только как рынок для своих дешевых товаров. Китайское руководство хочет повторить успех процветающих индийских производителей программного обеспечения. Главной целью январского визита в Индию китайского премьера Чжу Жуньцзы (Zhu Rongji) был Бангалор, колыбель индийских высоких технологий. «Надо думать не о конкуренции, а о взаимодополнении, — отметил он к удовольствию присутствовавших. — V каждой стороны есть свои преимущества, и нам надо учиться друг у друга». А в Китае шанхайский Pudong Software Park активно работает над проблемой поисков индийских инвесторов. «Мы хотим привлечь сюда ведущие индийские фирмы», — говорит директор Ху Хонлянь (Ни Hongliang).
Это уже происходит. Во время своей поездки в Бангалор Чжу дал разрешение мощной компании Infosys Technologies Ltd. открыть свое представительство в Шан-хае, за чем, вполне вероятно, последует открытие центра разработки программного обеспечения. Несколько дней спустя другой игрок высшей компьютерной лиги, Satyam Computer Services, открыл в Шанхае свой магазин, за которым в конце года последует центр разработки программ. Как и Infosys, и Satyam, другие индийские производители информационных технологий, подобные Zensar Technologies Ltd., видят на китайском рынке большие возможности для своего бизнеса. Кроме того, Китай отлично вписывается в индийскую концеп-
цию экспансии на азиатские рынки, что даст возможность снизить зависимость от экспорта в США. Говорит руководитель Infosys Надан Нилекани (Nadan М. Nilekani): «Мы видим в Китае ресурс для нашего продвижения на мировой рынок». На сегодня продвижение на китайский рынок идет не столько за счет создания программ, сколько за счет повышения уровня грамотности китайцев при работе с ними. Сейчас крупнейшая в Индии компания
по обучению программистов NUT Ltd. располагает в КНР 42 учебными центрами, а к 2005 году их должно быть уже 500. В Китае NIIT заключила соглашения о партнерстве с крупными учебными заведениями — Qinghua University в Пекине и Jiaotong University в Шанхае. Доходы NIIT в Китае, по прогнозам Павара, сравняются с доходами в Индии через несколько лет.
Индийские компании не только получают в Китае новые возможности, но и буквально


отдыхают от засилья индийской бюрократии. Возьмем для примера фармацевтическую компанию Ranbaxy Laboratories Ltd. со штаб-квартирой в Нью-Дели: прибыли в $52 млн. при общем обороте в $594 млн. с общим числом занятых 7100 человек и экспортом в 35 стран. И тем не менее штаб-квартира Ranbaxy — это разболтанное, неухоженное здание, где лифт ходит, как ему вздумается. На получение разрешения на строительство нового здания в другом районе города Ranbaxy потратила 11 лет. В Китае у компании таких проблем не возникло — через пять месяцев у нее было вполне приличное представительство в Гуаньчжоу, крупном промышленном центре на юге Китая. «Принимая во внимание, что Китай продолжает политику открытости, — говорит Канвал Пури (Kanwal Puri), руководитель представительства Ranbaxy в Гуаньчжоу, — наш бизнес здесь может стать таким же солидным, как в Индии».
Этому примеру следуют гиганты промышленности. Теперь после вступления КНР в ВТО индийская Tata Group с объемом продаж в $8 млрд. намерена продавать сталь китайским автостроителям. Tata уже производит феррохром в Китае, поскольку там это делать дешевле. Компания еще и экспортирует кожу для производства обуви китайскими обувщиками. Почему бы им не шить обувь в Индии? А потому, что правительственные постановления по защите рабочих мест стимулируют выпуск обуви только на малых предприятиях. Поэтому для пошива обуви по заказам американских фирм Tata обратилась к китайским подрядчикам. Сегодня из-за плохих дорог и портов Tata не может гарантиро-


вать своевременных поставок кожи своим клиентам по всему миру. Поэтому бомбейская компания намерена открыть завод в Китае, где будет производить обувь для западных стран и Индии. Говорит генеральный менеджер Tata International Суд-хир Деорас (Sudhir Deoras): «Преимущества для производства [в Китае] совершенно невероятны». С ним согласна и бомбейская же компания Essel Propak Ltd. Высокая производительность ее завода по выпуску ламинированных туб для зубной пасты в Гуаньчжоу помогает фирме доминировать на китайском рынке, обеспечивая своей продукцией местных и иностранных клиентов, таких как Colgate-Palmolive Co. Не сказать, чтобы китайские рабочие были дешевле индийских. На самом деле заработная плата в КНР в аналогичных отраслях может быть в три раза выше. И при этом, благодаря низкой активности профсоюзов, более качественной инфраструктуре и меньшим производственным издержкам, даже те компании, которые не намерены торговать на китайском рынке, производят свои товары здесь и продают их в Индии. Например, Bajaj Electricals Ltd., часть бомбейской промышленной группы Bajaj Group, производит вентиляторы, микроволновые печи и прочую электротехнику на своем заводе в Гуандоне для продажи на внутреннем индийском рынке. По словам представителей компании, это на 40% дешевле, чем в Индии. Так как Bajaj начала продажи произведенного в Китае товара в 2000 году, их объем уже успел вырасти до космических масштабов. Разумеется, такой успех заставил и других пойти по пути Bajaj. «Теперь все засели в Китае», — говорит председатель Bajaj Шехар Баджаж (Shekhar Bajaj).
Ну, не все, конечно. Азим Прем-джи (Azim Premji), председатель Wipro Ltd., ведущей индийской компании по разработке программного обеспечения, устоял перед соблазном открыть магазин в Китае, потому что считает, что китайцы «используют наши программы и потом начнут
конкурировать с нами». Эти опасения небезосновательны. Китай намерен стать «программистской» державой и отстает от Индии в лучшем случае года на три. Поэтому Wipro, не имея ничего против бизнеса в Китае через своих клиентов типа Cisco Systems Inc., не хочет делиться с программистами континентального Китая своими секретами.
Иногда страх у Индии перед китайцами перерастает в паранойю. В прошлом году индийские власти запретили Infosys привезти китайских инженеров в Бангалор на учебу. Чиновники опасались, что китайцы украдут коммерческие секреты. К тому же ходят слухи о том, что Китай заслал в программистские центры Индии сотню шпионок, чтобы они выманили у местных индийских программистов их секретные коды. В индийском парламенте ни одного дня не проходит без обсуждения китайской темы. «С кем бы вы ни общались — с левыми, правыми или центристами, — все говорят о Китае, — отмечает Сурджит Бхал-ла (Surjit S. Bhalla), глава Oxus Fund в Нью-Дели. — Китайский бамбук впился нам в коллективную задницу».
И хотя дрейф индийских компаний в сторону Китая дает им массу преимуществ, его влияние на национальную экономику в целом неоднозначно. Несомненно, это уже сильно сказывается на трудовых отношениях в Индии, так как индийцам все сложнее требовать повышения заработной платы. Кроме того, пробуждаются от спячки индийские менеджеры. «Это становится вопросом выживания, — говорит Шехар Баджадж. — В ближайшие два-три года прольется много крови, но те, кто выживет, будут крепкими компаниями».
Правительство Ваджпайи осознает необходимость повышения привлекательности Индии для бизнеса. И хотя это непросто в условиях слабой демократии, Нью-Дели твердо намерен продолжать реформы. В середине февраля, после десяти лет дебатов, парламент наконец решил внести поправки в ориентированный на защиту рабочей силы закон о трудовых спорах в промышленности. Он, в частности, развязывает руки особым экономическим зонам, где компании с числом занятых меньше 1000 человек будут иметь право увольнять рабочих без разрешения властей. А профсоюзы обязуются уведомить о забастовке за 45 дней до ее проведения. Определенно за этим рывком стоит «китайская угроза». Вопрос в том, сумеет ли Индия превратить свой страх перед Китаем в долгосрочные перемены.
БрюсАйнхорн (Bruce Einhorn) в Бангалоре и Манд-жит Крипалани (Manjeet Kripalani) в Шанхае.

Источник: «ПРОФИЛЬ», 25.03.2002,

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  другие статьи
 


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

 

SpyLOG

браслеты из ткани
Hosted by uCoz