Ведущая индийская фармацевтическая компания Dr. Reddy's Laboratories Ltd.
годами получала хорошую прибыль от норфлоксацина. Но в конце 1990-х
годов китайские конкуренты начали продавать в Индию норфлоксацин за
половину цены Dr. Reddy's. «Китай нас обошел, — говорит Сатиш Редди (Satish
Reddy), директор-распорядитель Dr. Reddy's. — В массовом производстве мы
Китаю не конкуренты».
То же можно услышать в директорских кабинетах по всей Индии. За
несколько лет китайские производители наводнили страну дешевыми
телевизорами, игрушками и прочей продукцией, сильно потеснив индийцев.
И, словно этого было недостаточно, Китай нацелился на единственную
отрасль, в которой пока Индия опережает своего соседа-гиганта, —
программное обеспечение для компьютеров.
Однако на примере Dr. Reddy's индийские производители могут учиться
достойно противостоять китайской экспансии. Чтобы уменьшить издержки,
фармацевтическая компания закупает сырье в Китае. В Шанхае создано
совместное предприятие. И, подобно Dr. Reddy's, другие индийские
компании разрабатывают собственную стратегию по выходу на рынки
континентального Китая, укрепляя свои пози-
ции дома и становясь более конкурентоспособными в мире.
Вслед за бизнесом просыпается и индийское правительство. После более чем
десятилетия вялотекущих экономических реформ Нью-Дели всерьез занимается
проблемами приватизации, открывает ключевые секторы — телекоммуникации,
сельское хозяйство —для
серьезной конкуренции, строит новые автострады, порты и аэродромы.
Памятуя о том, что в КНР законы об отношениях работодателя с работниками
ориентированы на инвестора, правительство премьер-министра Атала Бихари
Ваджпайи (Atal Bihari Vajpayee) объявило в феврале о реформе жесткого
трудового законодательства Индии, чтобы компании имели больше свободы
маневра при увольнении работников. И Нью-Дели планирует сделать
законодательную базу еще либеральнее, открыв более дюжины особых
экономических зон.
Следует отметить, что задача перед Индией стоит грандиозная. Чтобы
понять, насколько Индия отстает от Китая в этом отношении, достаточно
вспомнить, что в КНР особые экономические зоны возникли 20 лет назад.
Даже краткий визит в деловые столицы Китая и Индии — сияющий огнями
город высоких технологий Шанхай и тусклый, неказистый Бомбей — дает
представление о глубине пропасти между двумя странами. Все это
объясняет, почему в прошлом году Китай получил $46,8 млрд. в качестве
прямых иностранных инвестиций, а Индия — всего $2,3 млрд. Посетивший в
прошлом году Китай с группой других членов парламента индийский
парламентарий Махамега Харабела (Mahamegha Kharabela) был потрясен
китайским прогрессом. «Я вернулся домой в большом воодушевлении, —
говорит он. — Я сказал премьер-министру: «Нам надо подтянуться».
Представление о Китае как о примере для подражания показывает, насколько
изменились взаимоотношения стран за последние годы. Наступает расцвет
экономических связей, и отношения между двумя странами стали
прагматичнее. Объем двусторонней торговли подскочил с $1,8 млрд. в 1998
году до $3,5 млрд. в прошлом и, вероятно, выйдет на рубеж $10 млрд. к
2005 году.
Одновременно с этим Пекин воспринимает Индию не только как рынок для
своих дешевых товаров. Китайское руководство хочет повторить успех
процветающих индийских производителей программного обеспечения. Главной
целью январского визита в Индию китайского премьера Чжу Жуньцзы (Zhu
Rongji) был Бангалор, колыбель индийских высоких технологий. «Надо
думать не о конкуренции, а о взаимодополнении, — отметил он к
удовольствию присутствовавших. — V каждой стороны есть свои
преимущества, и нам надо учиться друг у друга». А в Китае шанхайский
Pudong Software Park активно работает над проблемой поисков индийских
инвесторов. «Мы хотим привлечь сюда ведущие индийские фирмы», — говорит
директор Ху Хонлянь (Ни Hongliang).
Это уже происходит. Во время своей поездки в Бангалор Чжу дал разрешение
мощной компании Infosys Technologies Ltd. открыть свое представительство
в Шан-хае, за чем, вполне вероятно, последует открытие центра разработки
программного обеспечения. Несколько дней спустя другой игрок высшей
компьютерной лиги, Satyam Computer Services, открыл в Шанхае свой
магазин, за которым в конце года последует центр разработки программ.
Как и Infosys, и Satyam, другие индийские производители информационных
технологий, подобные Zensar Technologies Ltd., видят на китайском рынке
большие возможности для своего бизнеса. Кроме того, Китай отлично
вписывается в индийскую концеп-
цию экспансии на азиатские рынки, что даст возможность снизить
зависимость от экспорта в США. Говорит руководитель Infosys Надан
Нилекани (Nadan М. Nilekani): «Мы видим в Китае ресурс для нашего
продвижения на мировой рынок». На сегодня продвижение на китайский рынок
идет не столько за счет создания программ, сколько за счет повышения
уровня грамотности китайцев при работе с ними. Сейчас крупнейшая в Индии
компания
по обучению программистов NUT Ltd. располагает в КНР 42 учебными
центрами, а к 2005 году их должно быть уже 500. В Китае NIIT заключила
соглашения о партнерстве с крупными учебными заведениями — Qinghua
University в Пекине и Jiaotong University в Шанхае. Доходы NIIT в Китае,
по прогнозам Павара, сравняются с доходами в Индии через несколько лет.
Индийские компании не только получают в Китае новые возможности, но и
буквально
отдыхают от засилья индийской бюрократии. Возьмем для примера
фармацевтическую компанию Ranbaxy Laboratories Ltd. со штаб-квартирой в
Нью-Дели: прибыли в $52 млн. при общем обороте в $594 млн. с общим
числом занятых 7100 человек и экспортом в 35 стран. И тем не менее
штаб-квартира Ranbaxy — это разболтанное, неухоженное здание, где лифт
ходит, как ему вздумается. На получение разрешения на строительство
нового здания в другом районе города Ranbaxy потратила 11 лет. В Китае у
компании таких проблем не возникло — через пять месяцев у нее было
вполне приличное представительство в Гуаньчжоу, крупном промышленном
центре на юге Китая. «Принимая во внимание, что Китай продолжает
политику открытости, — говорит Канвал Пури (Kanwal Puri), руководитель
представительства Ranbaxy в Гуаньчжоу, — наш бизнес здесь может стать
таким же солидным, как в Индии».
Этому примеру следуют гиганты промышленности. Теперь после вступления
КНР в ВТО индийская Tata Group с объемом продаж в $8 млрд. намерена
продавать сталь китайским автостроителям. Tata уже производит феррохром
в Китае, поскольку там это делать дешевле. Компания еще и экспортирует
кожу для производства обуви китайскими обувщиками. Почему бы им не шить
обувь в Индии? А потому, что правительственные постановления по защите
рабочих мест стимулируют выпуск обуви только на малых предприятиях.
Поэтому для пошива обуви по заказам американских фирм Tata обратилась к
китайским подрядчикам. Сегодня из-за плохих дорог и портов Tata не может
гарантиро-
вать своевременных поставок кожи своим клиентам по всему миру. Поэтому
бомбейская компания намерена открыть завод в Китае, где будет
производить обувь для западных стран и Индии. Говорит генеральный
менеджер Tata International Суд-хир Деорас (Sudhir Deoras):
«Преимущества для производства [в Китае] совершенно невероятны». С ним
согласна и бомбейская же компания Essel Propak Ltd. Высокая
производительность ее завода по выпуску ламинированных туб для зубной
пасты в Гуаньчжоу помогает фирме доминировать на китайском рынке,
обеспечивая своей продукцией местных и иностранных клиентов, таких как
Colgate-Palmolive Co. Не сказать, чтобы китайские рабочие были дешевле
индийских. На самом деле заработная плата в КНР в аналогичных отраслях
может быть в три раза выше. И при этом, благодаря низкой активности
профсоюзов, более качественной инфраструктуре и меньшим производственным
издержкам, даже те компании, которые не намерены торговать на китайском
рынке, производят свои товары здесь и продают их в Индии. Например,
Bajaj Electricals Ltd., часть бомбейской промышленной группы Bajaj Group,
производит вентиляторы, микроволновые печи и прочую электротехнику на
своем заводе в Гуандоне для продажи на внутреннем индийском рынке. По
словам представителей компании, это на 40% дешевле, чем в Индии. Так как
Bajaj начала продажи произведенного в Китае товара в 2000 году, их объем
уже успел вырасти до космических масштабов. Разумеется, такой успех
заставил и других пойти по пути Bajaj. «Теперь все засели в Китае», —
говорит председатель Bajaj Шехар Баджаж (Shekhar Bajaj).
Ну, не все, конечно. Азим Прем-джи (Azim Premji), председатель Wipro Ltd.,
ведущей индийской компании по разработке программного обеспечения,
устоял перед соблазном открыть магазин в Китае, потому что считает, что
китайцы «используют наши программы и потом начнут
конкурировать с нами». Эти опасения небезосновательны. Китай намерен
стать «программистской» державой и отстает от Индии в лучшем случае года
на три. Поэтому Wipro, не имея ничего против бизнеса в Китае через своих
клиентов типа Cisco Systems Inc., не хочет делиться с программистами
континентального Китая своими секретами.
Иногда страх у Индии перед китайцами перерастает в паранойю. В прошлом
году индийские власти запретили Infosys привезти китайских инженеров в
Бангалор на учебу. Чиновники опасались, что китайцы украдут коммерческие
секреты. К тому же ходят слухи о том, что Китай заслал в программистские
центры Индии сотню шпионок, чтобы они выманили у местных индийских
программистов их секретные коды. В индийском парламенте ни одного дня не
проходит без обсуждения китайской темы. «С кем бы вы ни общались — с
левыми, правыми или центристами, — все говорят о Китае, — отмечает
Сурджит Бхал-ла (Surjit S. Bhalla), глава Oxus Fund в Нью-Дели. —
Китайский бамбук впился нам в коллективную задницу».
И хотя дрейф индийских компаний в сторону Китая дает им массу
преимуществ, его влияние на национальную экономику в целом неоднозначно.
Несомненно, это уже сильно сказывается на трудовых отношениях в Индии,
так как индийцам все сложнее требовать повышения заработной платы. Кроме
того, пробуждаются от спячки индийские менеджеры. «Это становится
вопросом выживания, — говорит Шехар Баджадж. — В ближайшие два-три года
прольется много крови, но те, кто выживет, будут крепкими компаниями».
Правительство Ваджпайи осознает необходимость повышения
привлекательности Индии для бизнеса. И хотя это непросто в условиях
слабой демократии, Нью-Дели твердо намерен продолжать реформы. В
середине февраля, после десяти лет дебатов, парламент наконец решил
внести поправки в ориентированный на защиту рабочей силы закон о
трудовых спорах в промышленности. Он, в частности, развязывает руки
особым экономическим зонам, где компании с числом занятых меньше 1000
человек будут иметь право увольнять рабочих без разрешения властей. А
профсоюзы обязуются уведомить о забастовке за 45 дней до ее проведения.
Определенно за этим рывком стоит «китайская угроза». Вопрос в том,
сумеет ли Индия превратить свой страх перед Китаем в долгосрочные
перемены.
БрюсАйнхорн (Bruce Einhorn) в Бангалоре и Манд-жит Крипалани (Manjeet
Kripalani) в Шанхае.