В апреле 1716 г. умер малолетний сёгун Иэцугу. С его смертью прервалась прямая линия от родоначальника династии Иэясу и начали править представители боковых ветвей дома Токугава. Восьмой сёгун Ёсимунэ принадлежал к феодальному дому Кии, который входил в число трех домов, основанных младшими сыновьями Иэясу. Ёсимунэ был весьма примечательной личностью и оставил заметный след в истории Японии. Он был энергичным и умелым правителем и провел серию реформ, одной из целей которой являлся возврат к политике Иэясу. Будущий сёгун родился 21 октября 1684 г. в замке Вакаяма в княжестве Кии. Его отец, Мицусада Токугава (1625-1705), был главой феодального дома Кии, мать, О-Юри-но ката, происходила из крестьянской семьи и была наложницей Мицусады. Воспитывал Ёрикату, как в детстве называли мальчика, вассал княжества Кано Городзаэмон, а не мать, поэтому закалку он получил вполне спартанскую. Когда Ёрикате минуло 14 лет, княжество посетил сёгун Цунаёси. По этому случаю ему были представлены два сына Мицусады, а младший, Ёсимунэ, такой чести не удостоился, поскольку родился от наложницы. Он в это время находился в соседней комнате, но благодаря старшему государственному советнику Окубо его также представили сёгуну. Цунаёси, видимо, вспомнив, что его мать тоже была наложницей, сделал мальчику поистине царский подарок - он произвел его в даймё с доходом в 30 тыс. коку риса. Кроме того, Ёриката официально стал главой княжества в провинции Этидзэн, но случилось так, что отправиться туда ему не пришлось, в его судьбе случился очередной поворот. На княжество Кии обрушилась череда смертей, которые открыли юноше путь к власти. В мае 1705 г. умер старший брат Цунанори, в августе - отец, а в сентябре, пробыв всего 4 месяца главой княжества, скоропостижно скончался средний брат Ёритомо. В силу этих скорбных обстоятельств Ёриката из мелкого даймё с весьма скромным доходом по праву стал главой княжества Кии с доходом в 550 тыс. коку риса. В декабре того же года он сменил свое имя на Ёсимунэ, где первый иероглиф был взят от имени Цунаёси. Таким образом Ёсимунэ выразил свою признательность сёгуну за его великодушный дар. С середины XVII в. княжество Кии, как и многие другие, испытывало материальные затруднения. Причин тому было множество, в частности, пришлось восстанавливать пострадавшие от пожаров усадьбы в Эдо. Кроме того, в 1685 г. сёгун Цунаёси выдавал замуж свою дочь, и необходимо было сделать подарки по этому поводу. Больших денег стоили Ёсимунэ похороны отца и двух братьев. Поэтому, когда Ёсимунэ возглавил княжество, он застал дела в плачевном состоянии. Есть разные версии того, как Ёсимунэ удалось улучшить финансовое положение княжества. По одной из них, он одолжил деньги у правительства, по другой, около 1 млн. рё ему ссудили богатые купцы - Мицуи, Коноикэ, Тяя и другие. Ёсимунэ пробыл главой княжества Кии 12 лет - до мая 1716 г. За это время он успел провести множество успешных мероприятий - наладил управление княжеством, поправил его финансовое положение, во всем навел строгий порядок. Он сократил штат мелких чиновников, а оставшимся урезал содержание. Ёсимунэ предпринял шаги по исправлению дел в деревне и улучшению ирригационных систем, за что заслужил прозвание «просвещенного правителя» (мэйкун). В 1716 г. опасно заболел сёгун Иэцугу и началось соперничество между боковыми линиями дома Токугава - домом Кии и Овари - за сёгунский титул. Спор был решен в пользу дома Кии, но сам Ёсимунэ два раза отказывался занять пост сёгуна. Уклониться от третьего предложения ему не удалось. В апреле Иэцугу умер. Спустя некоторое время была проведена торжественная церемония, и Ёсимунэ официально провозгласили сёгуном. По сравнению с семилетним Иэцугу, он находился в зрелом возрасте и уже обладал административным опытом, причем успешным. В годы своего правления Ёсимунэ значительно усилил властные структуры сёгуната. Им были проведены реформы, коснувшиеся вопросов управления, законодательства и аграрной сферы. Одним из своих первых указов он упразднил должность личных секретарей при сёгунах, которые фактически становились фаворитами правителей. Однако в первую очередь реформы были направлены на оздоровление финансов страны. О том, что финансовое положение было напряженным, свидетельствовало жалкое положение вассалов сёгуната. В 1722 г. правительство смогло выплатить им лишь четверть суммы причитающегося жалованья. Сёгун даже помогал тем из них, кто запутался в ростовщической паутине. Но чтобы коренным образом поправить их материальное положение, необходимо было привести в порядок финансы, что напрямую связано с поступлением налогов. При пятом сёгуне Цунаёси была учреждена должность, в ведении которой находились финансовые и гражданские дела. Ёсимунэ решил выделить финансовые дела в отдельную сферу и взял под свой контроль всю деятельность правительства и городских магистратов, связанную с финансовыми и гражданскими делами. Специальным указом Ёсимунэ ввел режим жесткой экономии, боролся против взяточничества и других злоупотреблений среди чиновников. В первые годы своего правления Ёсимунэ временно обложил даймё общегосударственным налогом в размере 1% валового сбора риса в их княжествах. Вместе с тем Ёсимунэ сократил срок их обязательного пребывания в Эдо с одного года до шести месяцев, что облегчило даймё бремя непосильных расходов. Это постановление действовало в 1722-1731 гг. Когда Ёсимунэ счел, что бюджет сёгуната приведен в порядок, он отменил налог с даймё и восстановил годичный срок их пребывания в Эдо. Ёсимунэ старался постичь тайные пружины ведения всех тех дел, что входили в сферу обязанностей сёгуна. Он стремился узнать, что происходит в провинции, непосредственно вмешивался в дела правительства. С 1712 г. перед одним из правительственных зданий 3 раза в месяц выставлялся специальный ящик - мэясубако для приема жалоб от населения. Такие ящики появились в Эдо, Киото и Осаке. Для охраны мэясубако принимались усиленные меры. Ключ от ящиков хранился у Ёсимунэ, только он обладал правом открывать их. На чтение бумаг, извлеченных из ящиков, Ёсимунэ тратил несколько часов в день. Содержание бумаг было весьма разнообразным: иногда жители обращались с конкретными просьбами, например открыть лечебницу, а порой жаловались на чиновников-лихоимцев. У Ёсимунэ были и свои собственные источники информации, откуда он черпал сведения о действительном состоянии дел в стране. Для этого он создал группу из 20 самураев, тех, что переехали вместе с ним в Эдо из княжества Кии. Именно им он и поручал добывать достоверную информацию, полагаясь на их мнение, а не на сообщения официальных лиц. Иногда эти самураи поступали на службу к тем даймё, сведения о которых хотел получить Ёсимунэ. Собранная таким путем информация давала возможность решать вопросы назначения на ту или иную должность, находить способных и заслуживающих доверия чиновников. Крестьяне прозвали Ёсимунэ Рисовый Сёгун за его меры по увеличению посевов риса, созданию запасов зерна, как правительственных, так и частных. Именно при нем на о. Додзима в Осаке была открыта рисовая биржа, где определялись цены на рис. Правительство проводило политику стабилизации цен, сдерживало стремление торговцев спекулировать товарами повседневного спроса. При Ёсимунэ принимались меры по ограничению производства рисового вина - сакэ. Это делалось с целью сохранения запасов риса на случай чрезвычайных обстоятельств. В годы правления Ёсимунэ город Эдо значительно разросся, его население превысило 1 млн. человек, что вызывало много проблем. Сущим наказанием были пожары, в среднем один большой пожар случался каждые три года. Поэтому с 1720 г. в каждом квартале Эдо были созданы противопожарные отряды, которые отвечали за безопасность; владельцев домов тоже обязали принимать противопожарные меры. Перенаселенность Эдо заставляла строго следить за санитарным состоянием города. В декабре 1722 г. в Эдо была построена лечебница, где бедных и одиноких людей лечили бесплатно. При Ёсимунэ из отдельных указов был составлен кодекс законов, включавший 100 статей (1742 г.). Пользоваться им имели право только судейские чиновники. Благодаря этому кодексу во многих случаях отменили пытки; за воровство преступников стали метить татуировкой, нанося ее на лоб или руки. Первой, кто подвергся такому наказанию, была женщина, которая крала одежду в общественной бане. Ёсимунэ положил начало регулярным переписям населения в 1721 г., а затем они стали проводиться каждые шесть лет. В 1722 г. были обнародованы указы Ёсимунэ, касавшиеся издательских дел и направленные на охрану авторских прав. Для сравнения: подобные меры до этого были приняты лишь в Англии (1710 г.). Но особо в заслугу Ёсимунэ следует поставить разрешение на ввоз в Японию европейских книг по прикладным наукам, что дало возможность японцам ознакомиться с западными достижениями в области астрономии, математики и медицины. Во время визитов вежливости в Эдо представителей голландской торговой фактории, приезжавших из Нагасаки ежегодно, Ёсимунэ лично встречался с ними и задавал много вопросов, пытаясь определить, какую практическую выгоду можно извлечь для своей страны из западных наук, особенно в области сельского хозяйства. В 1741 г. Ёсимунэ распорядился отправить двух японцев в Нагасаки изучать голландский язык, так как большинство книг, попадавших в Японию, были изданы голландцами. Так было положено начало школе рангакуся (голландоведов), представители которой в дальнейшем выступили за расширение связей с Западом, за распространение европейских знаний в Японии. Как истинный самурай, сёгун придавал большое значение военному мастерству, был сторонником строгих нравов и считал всякие церемонии и вычурный этикет вредными для государственных интересов. Он вел борьбу против роскоши и излишеств в одежде, пище, жилье как при своем дворе, так и в отношении подданных - даймё, самураев и торговцев, запретил азартные игры, весьма распространенные среди имущих слоев населения. Ёсимунэ воздействовал на окружение и своим личным примером. Одевался он неброско: летом носил одежду из хлопка, а зимой - из льна. Вставал в пять утра в любое время года. Независимо от того, где сёгун обедал, меню всегда было скромным. В обычаях своего времени Ёсимунэ был окружен блестящими женщинами, но в особом увлечении ими замечен не был. Когда умерла его любимая наложница, сёгуна спросили, кем ее заменить. К удивлению приближенных, Ёсимунэ сказал, чтобы она была верной и не ревнивой, а лицо уж какое есть. История сохранила еще более необычный эпизод из его жизни, когда, став сёгуном и прибыв в Эдо, Ёсимунэ попросил составить список фрейлин. Получив его, он отправил всех красавиц по домам, а некрасивых оставил. Удивленному окружению он так объяснил свое решение: красавицам легче выйти замуж, а кто попросит руки дурнушки? Пусть они лучше прислуживают моей жене. Ёсимунэ во всех своих делах стремился следовать примеру Иэясу. Он, как и Иэясу, при жизни передал титул сёгуна своему сыну, но фактически правил до своей кончины. Умер Ёсимунэ 20 июня 1751 г. Он похоронен на территории знаменитого буддийского храма Канъэйдзи в токийском парке Уэно. Н. Лещенко
ПОЛИТИКА --------------------- Как хвост вертит собакой С помощью простой и неизменной тактики Пхеньян умудряется добиваться своих целей и одновременно создавать у других впечатление, что и они не остаются ни с чем.
Пора покончить с фарсом "принятия Тайваня в ООН" Утром 12 сентября Генеральный комитет 57-й сессии Генеральной ассамблеи ООН единогласно принял решение об отказе включить в повестку дня сессии так называемое предложение о "принятии Тайваня в ООН".
ИСТОРИЯ Сёгуны Токугава В апреле 1716 г. умер малолетний сёгун Иэцугу. С его смертью прервалась прямая линия от родоначальника династии Иэясу и начали править представители боковых ветвей дома Токугава.
ТЕХНОЛОГИИ --------------------- ПРОИЗВОДСТВО Китай ускоряет производство промышленных роботов Об этом стало известно корреспондентам на состоявшемся недавно в г. Шэньяне провинции Ляонин, первой в Китае Международной ярмарке машиностроения.