Индия получила истребители, подобных которым нет на вооружении ни в России, ни в США Сергей Сокут
ЗАВЕРШАЕТСЯ поставка индийским ВВС первой партии многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Последние два самолета в эти дни отправляются на транспортнике Ан-124 с заводского аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). Общее число новых машин у заказчика достигнет 10 и, по сведениям "НВО", половина из них уже летает. Индийские летчики, имеющие опыт полетов на Су-30К, под руководством российских инструкторов осваивают новый для себя многофункциональный вариант самолета.
Начало эксплуатации Су-30МКИ показывает, что российское авиастроение вышло на новый этап развития. В частности, впервые в мире за рубеж поставлены машины, оснащенные радарами с фазированной антенной решеткой (РЛС "Барс", разработанная в НИИ приборостроения, г. Жуковский). На сегодняшний день ни в России, ни в США подобных строевых истребителей нет, а имеющиеся самолеты, оснащенные локаторами с такой антенной, только проходят испытания. Индия также стала первой страной мира, получившей на вооружение истребители с двигателями, имеющими управляемый вектор тяги (АЛ-31ФП разработки КБ "Люлька-Сатурн"). Новшество переводит самолет в категорию сверхманевренных, что существенно повышает безопасность полетов и обеспечивает подавляющее превосходство в ближнем воздушном бою.
ПЕРВАЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ
Программа создания Су-30МКИ интересна не только из-за высоких ТТХ истребителя. Впервые в отечественной истории построен действительно интернациональный самолет, на котором помимо российского, украинского и белорусского оборудования установлены комплектующие индийского, французского и израильского производства. И хотя интеграция иностранной техники прошла не без труда, главный конструктор машины Александр Барковский из "ОКБ Сухого", сотрудники ИАПО и Раменского ПКБ (системный интегратор бортовой электроники) получили уникальный опыт объединения наиболее важных с точки зрения боевой эффективности компонентов.
Опыт создания и освоения производства новых машин обсуждался в Иркутске на научно-технической конференции, приуроченной к окончанию и поставке первой партии Су-30МКИ. В ней приняли участие представители ведущих участников кооперации, которая насчитывает 2300 предприятий. К сожалению, в Иркутск не приехали представители разработчика - "ОКБ Сухого". По сведениям источников "НВО", это связано с тем, что руководство АВПК "Сухой", мягко говоря, не одобряет общение сотрудников подчиненных организаций с ИАПО в тех случаях, когда эти контакты не предусмотрены действующими законодательными и производственными нормами.
Конференция проводилась в закрытом режиме, однако корреспонденту "НВО" стали известны некоторые моменты, характеризующие особенности работы в интернациональной кооперации. Поскольку ранее столь сложные боевые комплексы в ВВС России не эксплуатировались, доля отсеянных из-за неисправностей изделий в 2-4 раза превысила традиционный для отечественного авиастроения уровень. Причем число отказов импортных комплектующих оказалось более существенным, чем ожидалось на фоне сложившихся в России представлений о якобы более высоком качестве западной техники. В то же время существенных технологических проблем с интеграцией этого оборудования на заводе не отмечено. По словам экспертов, опыт выполнения индийского контракта и дальнейшего маркетинга Су-30МКИ показал, что использование на самолете комплектующих известных фирм намного повышает привлекательность продукции, поскольку у них есть репутация, сеть обслуживания и свои каналы лоббирования в странах-заказчиках.
ЭКСПОРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Темпы оснащения индийских ВВС истребителями Су-30 представлены в таблице 1. Помимо поставки и передачи лицензии ИАПО рассматривает вопрос о создании в Индии сервисного технического центра (СТЦ), который позволит обеспечить исправность и боеспособность самолетов. К тому же он смог бы сыграть важную роль в запланированном переходе на эксплуатацию машин по состоянию. Основные проблемы при создании СТЦ связаны с тем, что в Индии существует своя, использующая британский, российский и французский опыт, система эксплуатации. Кроме того, хотя центр в перспективе будет давать и финансовую, и маркетинговую отдачу, на начальном этапе он требует существенных инвестиций.
Приемка заказчиком первой партии Су-30МКИ, по словам президента ИАПО Алексея Федорова, - это не окончательный успех, а начало очень сложной работы. Он подчеркивает, что индийским ВВС, отличающимся повышенной требовательностью, самолеты нужны не для шоу. Представители завода не хотят детально обсуждать ожидаемые трудности, но можно предположить, что основные эксплуатацилнные проблемы будут связаны со своевременностью поставки запасных частей.
Представители завода указывают, что результаты эксплуатации Су-30МКИ в ВВС Индии окажут решающее влияние на экспортные перспективы самолета. В настоящее время ведутся интенсивные переговоры о продаже истребителей, создаваемых на базе варианта "МКИ". Наиболее вероятным среди будущих контрактов является заключение сделки с Малайзией, для которой разработан специальный облик самолета - Су-30МКМ.
Сотрудники ИАПО отказываются комментировать ход переговоров, однако, как заявил министр обороны Малайзии Дато Наджиб Разак, решение о выборе перспективного истребителя Куала-Лумпур должен принять в конце 2002 - начале 2003 г., с тем чтобы выполнить программу переоснащения ВВС до 2005 г. По неофициальным данным, размер вновь закупаемой партии может составить до 18 машин.
Сегодня Су-30МКИ (особенно в облике 3-й индийской партии) становятся наиболее совершенными истребителями России и смогут занять существенное место в структуре российского авиационного экспорта. В таблице 2 представлен прогноз авторитетной американской фирмы "Тил групп", в соответствии с которым истребители Су-27/Су-30 займут четвертое место по продажам в период до 2011 г., пропустив вперед лишь F-16 blok 50/60 (623 машины), "Тайфун" (529 машин) и F/A-18E/F (518 машин). Конечно, 317 "сушек" на сумму примерно 10 млрд. долл. это не 17 млрд. долл., которые собираются заработать до 2005 г. руководители АВПК "Сухой". Однако предсказываемая "Тил групп" доля Су-27/Су-30 в 10,7% мирового рынка истребителей - это очень высокий показатель, позволяющий говорить о хороших перспективах ведущих предприятий авиастроительной отрасли.
Иркутск-Москва
Таблица 1
Оснащение ВВС Индии истребителями Су-30
Поставочный контракт от ноября 1996 г. Общее число самолетов - 40. Опцион - 20. Реализованный опцион - 10.
1997 г. Поставка 8 Су-30К
1998 г. Поставка 10 Су-30К (опцион)
2002 г. (июль-сентябрь) Поставка 10 Су-30МКИ (1-я партия)
2003 г. (середина года) Поставка 12 Су-30МКИ (2-я партия)
2003 г. (конец года) Поставка 10 Су-30МКИ (3-я партия; не исключено продление сроков в связи с изменением технического лица)
2004 г. (до конца года) Модернизация 18 Су-30К до уровня "МКИ"
Лицензионный контракт от декабря 2000 г. Общее число самолетов - 140.
ПОЛИТИКА --------------------- Как хвост вертит собакой С помощью простой и неизменной тактики Пхеньян умудряется добиваться своих целей и одновременно создавать у других впечатление, что и они не остаются ни с чем.
Пора покончить с фарсом "принятия Тайваня в ООН" Утром 12 сентября Генеральный комитет 57-й сессии Генеральной ассамблеи ООН единогласно принял решение об отказе включить в повестку дня сессии так называемое предложение о "принятии Тайваня в ООН".
ИСТОРИЯ Сёгуны Токугава В апреле 1716 г. умер малолетний сёгун Иэцугу. С его смертью прервалась прямая линия от родоначальника династии Иэясу и начали править представители боковых ветвей дома Токугава.
ТЕХНОЛОГИИ --------------------- ПРОИЗВОДСТВО Китай ускоряет производство промышленных роботов Об этом стало известно корреспондентам на состоявшемся недавно в г. Шэньяне провинции Ляонин, первой в Китае Международной ярмарке машиностроения.