Визит президента США в Китай - углубление взаимопонимания и активизация
взаимодействия
21 февраля 30 лет назад президент США Ричард Никсон начал свою поездку в
Китай, совершив рукопожатие с председателем КНР Мао Цзэдуном через Тихий
океан. В ходе его визита КНР и США обнародовали всем известное
Шанхайское коммюнике, тем самым положив начало нормализации
межгосударственных отношений и вписав новую страницу в историю
китайско-американских отношений.
Прошло 30 лет. 21 февраля сего года глава Белого дома Джордж Буш начал
рабочий визит в Китай. Это его первая поездка в КНР на посту президента
США, поэтому она вызывает особое внимание международной общественности.
Полагают, что, совпадая по срокам с исторически важным визитом Р.
Никсона, она имеет особое значение и неизбежно будет содействовать
дальнейшему развитию китайско-американских связей.
Отношения между Китаем и США столкнулись с определенными трудностями в
начальный период правления Дж. Буша, однако стороны все-таки выразили
желание их улучшить. При общих усилиях руководителей в двусторонних
связях достигнут определенный прогресс. После событий 11 сентября 2001
года с точки зрения китайско-американского взаимодействия появились
новые возможности и расширились сферы контактов, в частности усилилось
сотрудничество в тех областях, которые представляют общий интерес.
Успешная встреча председателя КНР Цзян Цзэминя и Дж. Буша в октябре
прошлого года во время Шанхайского форума АТЭС, в особенности намерение
руководителей двух стран стремиться к развитию отношений конструктивного
сотрудничества, создали благоприятные шансы для дальнейшего улучшения
межгосударственных отношений.
Со второго полугодия прошлого года китайско-американские связи стали
характеризоваться в сфере политики и безопасности расширением рамок
общих взглядов и стремлением к общим интересам при наличии разногласий,
а в торгово-экономической области -- укреплением взаимовыгодного
сотрудничества и содействием совместному развитию и процветанию.
Прежде всего между странами усилились обмены и контакты на высоком
уровне. Цзян Цзэминь и Дж. Буш часто по телефону или в форме посланий
обменивались мнениями по двусторонним отношениям и важным международным
вопросам. Успешная встреча руководителей в Шанхае в ходе форума АТЭС
углубила взаимопонимание, расширила единство мнений, указала направления
развития китайско-американских отношений и максимально продвинула вперед
их стабильное развитие. В июле и сентябре 2001 года госсекретарь США
Колин Пауэлл и министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань совершили
взаимные визиты, что дало позитивный стимул содействию обмену мнениями,
углублению взаимопонимания и дальнейшему улучшению атмосферы
межгосударственных отношений. В сентябре того же года министры финансов
КНР и США председательствовали на 14-м заседании китайско-американской
совместной экономической комиссии. На нем стороны провели широкие,
углубленные и конструктивные дискуссии по международной и двусторонней
макроэкономической обстановке, экономической политике, двусторонней
торговле и финансовому рынку. Достигнуто важное единство мнений по
многим вопросам.
Кроме того, Китай и США значительно сблизили позиции в
торгово-экономической сфере. Торгово-экономические отношения остаются
краеугольным камнем в китайско-американских отношениях и получили
динамичное развитие в 90-е годы 20 века. В настоящий момент их
взаимодополняемость становится более рельефной, а потенциал
сотрудничества -- более значительным. На американском рынке всегда есть
доступные и качественные товары китайского производства. Население
Соединенных Штатов пользуется большой выгодой от торговли с Китаем.
Согласно официальным данным КНР, в 2001 году товарооборот двух стран
достиг 80,5 млрд долларов, увеличившись на 8,1 процента против
показателя 2000 года, при этом экспорт Китая в США составил 54,3 млрд
долларов, а импорт -- 26,2 млрд долларов. Прирост импорта -- 17,2
процента, что гораздо выше роста экспорта /4,2 процента/. В 2001 году
число проектов в Китае, куда американские инвесторы намерены вложить
средства, увеличилось на 2606. Контрактная стоимость достигла 7,5 млрд
долларов, 4,4 млрд были реализованы. В октябре прошлого года четыре
китайские авиакомпании подписали с американской корпорации "Боинг"
соглашение о покупке самолетов стоимостью 1,6 млрд долларов. Это первое
крупное соглашение по поставкам самолетов этой компании после терактов
11 сентября, а также крупнейшее за последние годы соглашение о покупке
лайнеров для китайской авиации. Министр торговли США Дональд Эванс
заявил, что этот контракт сблизит американо-китайские отношения. Можно
сказать, что по вопросу дальнейшего максимального развития
торгово-экономических связей между странами существует единство мнений у
американских политиков и предпринимателей. Оно совпадает с нашими общими
интересам.
С другой стороны, вступление Китая во Всемирную торговую организацию
открыло отличные перспективы для развития китайско-американских
торгово-экономических отношений и заложило основу для более широких
межгосударственных отношений. 27 декабря 2001 года Дж. Буш объявил о
предоставлении Китаю статуса нормальных торговых отношений на постоянной
основе, что положило конец механизму ежегодного рассмотрения Конгрессом
США данного вопроса в соответствии с законом Джексона-Вэника и устранило
крупный искусственный политический барьер в китайско-американской
торговле. Объявленное решение означает осуществление подлинной
нормализации двусторонней торговли между Китаем и США.
В-третьих, активизировались обмены, консультации и сотрудничество в
борьбе с терроризмом, контроле над вооружениями, предотвращении
распространения ядерного оружия и в области прав человека. После событий
11 сентября стороны начали активные консультации и сотрудничество в
борьбе с терроризмом -- международным "общественным злом", одновременно
они вывели внутренние консультации и сотрудничество на уровень Совета
Безопасности. В октябре прошлого года КНР и США возобновили
межправительственный диалог по вопросам прав человека, прерванный в 1999
году. В ноябре в Вашингтоне состоялись полезные и конструктивные
консультации по вопросам контроля над вооружениями и предотвращения
распространения ядерного оружия. Одновременно стороны договорились об
укреплении международного сотрудничества в профилактике СПИДа.
Разумеется, что двусторонним отношениям предстоит нелегкий путь
развития, не совпадают взгляды сторон на ряд вопросов, между ними
существуют даже серьезные разногласия. Тайванская проблема остается
самым важным и наиболее чувствительным ключевым вопросом в двусторонних
отношениях. Она касается суверенитета и территориальной целостности, а
также воссоединения Китая. В прошлом году на Шанхайском форуме АТЭС Дж.
Буш однозначно заявил о приверженности американской администрации
политике "одного Китая" и трех китайско-американских совместных
коммюнике. Факты прошедших десятилетий показывают, что в надлежащем
урегулировании тайванской проблемы заключается и ключ к стабильному
развитию двусторонних отношений.
Ход развития двусторонних связей в минувшем году показывает, что Китай и
США, как две влиятельные в мире державы, несут большую ответственность
за содействие миру, стабильности и процветанию в АТР, а также во всем
мире в целом. Несмотря на разногласия у них есть и общие интересы, более
того, общих интересов больше, чем разногласий. Если только стороны,
исходя из духа конструктивности и сотрудничества, не упустят шансы,
объединят усилия и укрепят сотрудничество, двусторонние отношения
непременно получат здоровое и стабильное развитие в новом столетии.