главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

политика - экономика - общество - технологии -

Невероятные повороты судьбы Ёсико Окада

 

Суперзвезда довоенного театра и кино, участница головокружительного побега в сталинский СССР, узница ГУЛАГа, диктор Московского радио, студентка ГИТИСа и вновь блистательная киноактриса - такие невероятные повороты судьбы не на сцене, а в собственной жизни испытала Ёсико Окада, 100-летие со дня рождения которой широко отмечается в апреле 2002 года в Японии и России. Наш журнал ранее публиковал ее драматическую историю. На этот раз мы попросили Липмана Левина - заведующего отделом радиовещания на Японию Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» поделиться своими воспоминаниями о замечательной актрисе, с которой он проработал более 30 лет.

У нас ее часто называют «японской Любовью Орловой» - у них много общего, совсем недавно отмечалось 100-летие со дня рождения популярной советской актрисы, обе красавицы, интеллигентные, с артистическим образованием, их именами бредили миллионы поклонников. Вершины славы обе достигли в середине 30-х годов. В одной из передач японского телевидения Окаду сравнивали со шведкой Ингрид Бергман. А что сказать о почти сверстнице японской актрисы - Марлен Дитрих, тоже вынужденной бежать из родной страны в Америку? Или же о ныне здравствующей Татьяне Окуневской, артистическая карьера которой была прервана заточением в бериевских лагерях? Но довольно сравнений - зачастую они просто неуместны.
Я хотел бы начать с японского периода «становления звезды», ибо он почти неизвестен нашему читателю. Ёсико Окада родилась 14 апреля 1902 года в Хиросиме в семье известного журналиста Такэо Окады. Окончив женское училище искусств в Токио, Ёсико в 17 лет дебютировала на сцене быстро развивавшегося тогда в стране театра европейского типа. Слава пришла к ней спустя два года, когда она с блеском сыграла роль гейши по имени Кленовый листок в пьесе Хякудзо Кураты «Монах и его ученик». Тогда ее партнером и наставником был известный режиссер и актер Такэя Ямада, возглавлявший театральную труппу «Сценическое общество». Стремясь спасти театр от грозившего ему финансового краха, молодая актриса в 1924 году подписала выгодный индивидуальный контракт с крупной кинокомпанией «Никкацу». Поставленный на студии фильм режиссера Мураты «Уличный фокусник» (Мати-но тэдзинаси) - повесть о чистой, бескорыстной любви бедного уличного фокусника Дзёдзи (Ёкити Кондо) и прекрасной О-Кину (Ёсико Окада), которая работает служанкой в небольшой лавке, - поднял молодую актрису на недосягаемую высоту популярности. В своей книге «История японского кино», переведенной на русский язык в 1966 году, кинокритик и режиссер Акира Ивасаки пишет: «Благодаря «Уличному фокуснику» в японское кино пришла известная актриса Ёсико Окада…с тех пор она в течение некоторого времени украшала своей привлекательной внешностью и вдохновенной игрой кинокомпанию «Никкацу».
Разразившийся спустя три года скандал на студии «Никкацу» в Киото, вошедший в историю японского кинематографа, в очередной раз круто изменил судьбу актрисы. Режиссер Мурата приступил к постановке фильма «Дама с камелиями», назвав его «Старой трагедией женщины в новом одеянии». Предполагалось, что Ёсико Окада будет сниматься в роли Виолетты, а роль Армана сыграет избравший артистическую стезю аристократ - виконт Рёити Такэути. Сценарий сам по себе и особенно пренебрежительное обращение маститого режиссера с актерами решительно не понравились Окаде и ее партнеру, они были уверены, что фильм обречен на провал. Актеры уехали со студии буквально перед началом съемок. Кинокомпании пришлось произвести неравноценную замену. Скандал получил широкую огласку в прессе. «Никкацу» уволила актеров и потребовала от других студий, чтобы им ни под каким видом не давали работу.
Окада и Такэути поженились, но тихая и спокойная жизнь в аристократическом особняке не могла удовлетворить амбициозную актрису. Она создала «Труппу Окада Ёсико», с которой выступала перед сеансами в кинотеатрах, ездила с антрепризами по стране. И лишь в 1936 году вернулась на большую сцену Нового театра. Там и произошла ее встреча с молодым режиссером Рёкити Сугимото - членом запрещенной коммунистической партии. Они страстно полюбили друг друга. Влюбленные решили бежать в СССР, поскольку Окада мечтала учиться актерскому мастерству на родине Станиславского, а Сугимото - переводчик русской литературы - убедил ее в том, что лучше всего это можно осуществить в России у великого деятеля театрального искусства - Мейерхольда. К тому же Сугимото имел секретное поручение от компартии Японии установить связи в Коминтерне.
В январе 1938 года они прибыли на принадлежавшую тогда Японии южную часть Сахалина - граница с СССР проходила по 50-й параллели, - объявив властям, что знаменитая актриса хочет посетить с шефским визитом отдаленную погранзаставу. Поклонники из местного начальства предоставили Окаде и Сугимото конные сани. На одном из перегонов у самой границы актриса и режиссер, как в захватывающем фильме, оторвались от сопровождавшего их на лыжах пограничника и, проваливаясь в глубоком снегу, сбрасывая с себя лишние одежды, перемахнули через границу в страну своей мечты - Советский Союз. Там они были немедленно арестованы и навсегда разлучены. Только через пятьдесят лет Ёсико Окада узнала, что в 1939 году ее спутник был расстрелян как «агент японской разведки, шедший на явку к другому агенту - режиссеру Мейерхольду».
Сама Окада была приговорена к 10 годам лишения свободы. Освобождение пришло в 1948 году, после чего она оказалась в Москве и стала работать диктором радиовещания на Японию.
Появление в студии Московского радио знаменитой японской актрисы стало для него ценнейшим и негаданным подарком. Несмотря на десятилетнее отсутствие, целое поколение японцев сохранило о ней восторженную память. Даже спустя еще десять лет видные японские политические деятели, президенты крупных компаний, артисты и режиссеры, у которых мне доводилось брать интервью, почтительно осведомлялись: «Неужели у вас работает сама Окада-сан?» Это давало мне повод в шутку называть ее камбан-мусумэ - «девушкой-вывеской» Московского радио.
Но дело не в одной только известности. До самой своей кончины в 1992 году Окада-сан вела работу по пропаганде произведений русской классической и современной литературы и театра среди японской слушательской аудитории. В своих литературно-художественных передачах Окада рассказывала о творчестве Толстого, Тургенева, Чехова (особенно!), Александра Островского и Николая Островского, Есенина и многих других. Между прочим, она первой открыла для японцев Иннокентия Смоктуновского, рассказав о его исполнении роли Гамлета. Свою культур-
трегерскую миссию она выполняла увлеченно, на прекрасном литературном языке, который многие японцы успели подзабыть в военные годы. В этой работе Окаде-сан помогал другой диктор Московского радио Синтаро Такигути, в прошлом тоже артист нового японского театра в амплуа первого любовника. Во время войны Такигути был призван в Квантунскую армию, после окончания военных действий попал в плен, оказался на Дальнем Востоке и стал диктором в Хабаровском филиале Московского радио.
Завязалась переписка между Такигути и Окадой, которая закончилась его переводом в Москву и их женитьбой. Такигути тоже мечтал учиться в России драматическому искусству и тоже любил русскую литературу, хотя владел русским языком гораздо слабее супруги. До сих пор не могу без улыбки вспоминать, как я прослушивал подготовленную ими совместно передачу о Сергее Есенине. Прозвучало стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» в чудесном переводе Окады на японский язык. «А где же две последние строчки: «…И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку»? - недоуменно спросил я. Ответ Окады был таков: «Отличительная черта русской литературы - ее чистота. Нехорошо обнимать чужую жену - японские радиослушатели нас не поймут». В свете нынешних литературных нравов такой ответ звучал бы особенно парадоксально.
Рокудзю-но тэнараи (Учиться даже в 60 лет не поздно) - гласит японская пословица. В 57 лет Окада наконец-то осуществила свою мечту - окончила режиссерский факультет ГИТИСа и играла на сцене театра им. Маяковского. Окада была счастлива работать у таких замечательных режиссеров, как Николай Охлопков и Андрей Гончаров. Вместе с Марией Бабановой она поставила пьесу Моримуры «Жизнь женщины» и сыграла в ней главную роль. «Я горжусь тем, что у меня была такая актриса», - говорил о ней Гончаров. После смерти Окады в фойе театра им. Маяковского был создан уголок памяти актрисы.
Окада снималась и в кино - на студии им. М. Горького она совместно с режиссером Б. Бунеевым поставила фильм «Десять тысяч мальчиков», который будет снова демонстрироваться в Японии в дни ее 100-летнего юбилея. Помогала знаменитому японскому режиссеру Дзюкити Уно в съемках совместного советско-японского фильма «Маленький беглец».
В 1972 году Окада спустя 34 года после бегства в СССР получила возможность побывать на родине. Билет туда и обратно ей прислал губернатор Токио Минобэ. Так совпало, что в этот день в Токио возвращался из зарубежной поездки премьер-министр Японии. Наутро все японские газеты вышли с сенсационным сообщением о прилете кинозвезды в аэропорт Ханэда. Огромные фото Окады, сходящей по трапу с деревянным ящичком, в котором покоился прах скончавшегося незадолго до этого мужа - Синтаро Такигути, оттеснили на задний план фотографии премьер-министра. С тех пор Окада несколько раз летала в Японию, поставила несколько спектаклей, снялась в кино. Выступала с лекциями о театральной жизни Москвы, о событиях в мире культуры. И каждый раз возвращалась в уютную квартирку на Краснохолмской набережной, заставленную книжными полками и заваленную мягкими игрушками.
В сентябре 1976 года миллионы японцев в течение нескольких дней могли видеть «загадочную» кинозвезду на экранах своих телевизоров. Телекомпания NET в сотрудничестве с советским телевидением решила ознаменовать 3000-ный выпуск «Afternoon Show» («Послеполуденное шоу») телемостом из Советского Союза - Москвы, Ленинграда, Ташкента. Учитывая 6-часовую разницу во времени с Токио, Окада-сан в красочном кимоно ранним утром приезжала в Останкинскую студию, чтобы вести прямые передачи через спутник связи.
Словно предчувствуя близкую кончину, актриса решила распорядиться своей библиотекой, отправив ее в дар Музею театра при Университете Васэда. Это были собрания сочинений Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Горького, Станиславского и другие книги, которые они вместе с Такигути покупали в книжных магазинах Москвы.
10 лет назад, 10 февраля 1992 года Московское радио передало скорбное сообщение о смерти замечательной актрисы. На следующий день все токийские газеты были заполнены воспоминаниями друзей и фотографиями, запечатлевшими сцены из старых кинолент. Умерла она от болезни и перенесенных тягот, но те, кто знал близко Окаду-сан, убежден, что ее кончину ускорил происходивший тогда распад Советского Союза, который она считала своей второй родиной.
Л. Левин

В этом году исполняется 15 лет с тех пор, как я поступил на работу в японский отдел радио «Голос России». Именно Ёсико Окаде я обязан тем, что могу работать в стране, которую я так полюбил. В университетские годы мой интерес привлек Московский театр мимики и жеста - первый в мире театр для глухонемых. Окада-сан любезно предоставила мне материалы об этом уникальном театре. Она рассказала мне не только о драматическом искусстве России, я узнал от нее, как глубоки и прекрасны культурные традиции российского народа. А самое главное - она внушила мне веру в искренность русских людей, в широту и теплоту их души.
Своей поистине драматической биографией Окада-сан показала нам силу и величие человека, способность преодолевать самые невероятные испытания благодаря светлым мечтам и твердой воле.
Окада-сан пережила страшную трагедию - испытывая страстное желание учиться у гениального советского режиссера Мейерхольда, она эмигрировала в коммунистическую страну. Но ее поступок косвенным образом повлек за собой гибель ее кумира, великого театрального деятеля, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Сознание этого терзало ее всю жизнь. И все же Окада-сан выстояла. Проведя десять лет жизни в сталинских лагерях, уже после войны из студии Московского радио она изо дня в день передавала через эфир послания дружбы своим соотечественникам. До последнего дня своей жизни она прилагала усилия, направленные на расширение связей между театральными деятелями России и Японии. Так случилось, что день смерти Окады-сан - 10 февраля - совпал с днем рождения Мейерхольда. Наверное, не один я обратил внимание на это удивительное совпадение…
Окада-сан, с которой судьба свела меня на склоне ее лет, показалась мне цветком камелии, распустившимся студеной зимой в запорошенном снегом саду. Ясный, открытый взор, элегантность, достоинство - этим запомнилась мне великая актриса. «Изящное чудо» - это японское выражение лучше всего определяет ее образ.
Ясуо Хюгадзи, главный диктор японского отдела радиостанции «Голос России»


Источник http://www.japantoday.ru/ 05.2002

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  статьи недели

ПОЛИТИКА
---------------------
Бирма: Аун Сан Су Чи освобождена
Лидер демократической оппозиции Бирмы Аун Сан Су Чи впервые за более чем полтора года появилась на публике. Военное правительство страны освободило ее из-под домашнего ареста.

.......больше статей

ЭКОНОМИКА
---------------------
Китай уже оказался в ряду стран с чрезмерно неравными доходами населения

Лун Юнту: что принесли Китаю правила ВТО?
Заместитель министра внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР Лун Юнту на днях дал интервью Центральному телевидению КНР

Китайская разведка в Приморье
Соседи из Поднебесной всерьез хотят добывать у нас нефть, которая нам самим не очень нужна

Металлургический рынок Японии меняет свою конфигурацию

Рождается крупнейший авиаперевозчик
Террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке нанес ощутимый удар по международному авиабизнесу, сократив поток авиапассажиров. Силу этого удара ощутили на себе и японские авиакомпании, занятые международными перевозками

.......больше статей 

ОБЩЕСТВО
---------------------
СУДЬБА
Невероятные повороты судьбы Ёсико Окада
У нас ее часто называют «японской Любовью Орловой» - у них много общего, совсем недавно отмечалось 100-летие со дня рождения популярной советской актрисы, обе красавицы, интеллигентные, с артистическим образованием, их именами бредили миллионы поклонников.

.......больше статей
 

ТЕХНОЛОГИИ
---------------------
ИНТЕРНЕТ
Китай готовится к кибератакам на США

.......больше статей

 


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

 

SpyLOG

Устные Письменные переводы, аврор бюро переводов петербург в бельгии.
Hosted by uCoz