В представлении людей малосведущих, но насмотревшихся американских
фильмов, Япония так и кишит неуловимыми и смертоносными воинами-ниндзя.
Их фигуры, затянутые с макушки до пят в черные или серые одеяния с узкой
щелкой для глаз и с непременным мечом за спиной, стали вроде «визитной
карточки» криминальной Японии. Иногда авторы подобных художественных
произведений путаются, называя таких воинов то самураями, то ниндзя.
Подобные ошибки легко объяснить и понять. Умение тайно проникать в тыл
противника, собирать секретную информацию и уничтожать конкретных людей,
другими словами, искусство ниндзюцу всегда было «тайной за семью
печатями». В отличие от других боевых искусств, например каратэ,
фехтования, стрельбы из лука, плавания в доспехах и с оружием, ему
нельзя было научиться, посещая какую-то школу, курсы или кружок.
Порожденное постоянными кровавыми междоусобицами, это искусство,
передававшееся строго в рамках того или иного семейного клана, от отца к
сыну, достигло своего расцвета в XII-XVI вв., но быстро зачахло с
установлением в стране мира.
Кстати, ниндзя отличались от своих современников-самураев не только
странной одеждой. Были и другие принципиальные различия. Например, не
уступавший в благородстве западноевропейским рыцарям самурай должен был
сложить в открытом бою голову, защищая с мечом в руках своего хозяина и
его семью, а в случае поражения - незамедлительно покончить с собой. Для
ниндзя, получившего заказ разведать ситуацию в стане врага или
уничтожить (зарезать, отравить, заманить в ловушку) человека,
благородство отступало далеко на задний план. Он был готов на любое
коварство, бессердечие, даже предательство по отношению к друзьям, чтобы
сохранить свою жизнь, без чего выполнение заказа стало бы невозможным.
Естественно, что в стане врага он рядился не в загадочный балахон с
капюшоном, а в обычную одежду, помогающую ему затеряться в толпе.
Несмотря на заверения иных писателей и кинематографистов, знающих Японию
лишь понаслышке и вводящих этих мифических убийц в сюжет произведений,
описывающих реалии современной жизни, о ниндзюцу можно говорить лишь как
о явлении далекого прошлого. Для нынешней Японии это такой же,
рассчитанный исключительно на туристов фольклорный элемент, как в
России, например, плетение лаптей или охота с кречетом. Желающих
ознакомиться с этим историческим изыском иностранных туристов японские
гиды могут свозить в префектуру Миэ, где сохранился замок семьи Ига,
некогда промышлявшей искусством ниндзюцу, или в префектуру Сига, где
этим же занимался клан Кога. И сами замки, и их оборудование, и
выставленные там тайные приспособления, позволявшие воинам оставаться
невидимыми, легко преодолевать высокие стены и даже, подобно мухе,
передвигаться по потолку, могут поразить любого приезжего, заставив его
поверить в ставшие в последние годы расхожими легенды о ниндзя.
Тем забавнее было прочитать в японском еженедельнике «Weekly Playboy»
сообщение об открытии в Японии настоящей школы ниндзюцу. Она будет
открыта весной нынешнего года в деревне Кога, где когда-то существовал
целый клан воинов-шпионов. Организаторы школы обещают познакомить своих
абитуриентов со всеми секретами мастерства ниндзюцу, научить их
искусству боя на мечах, обращению с метательными ножами, другим
специфическим оружием ниндзя. Конечно же, будут и лекции по истории
ниндзюцу, по основам философии и этике этих тайных наемных убийц.
Понимая, насколько несвоевременным будет открытие подобной школы на фоне
развернувшейся в мире борьбы с терроризмом, ее организаторы поспешили
заверить общественность, что речь идет прежде всего об обучении
мастерству самообороны, а не о подготовке экзотичных киллеров.
Учебная программа включает до полутора сотен различных теоретических и
практических дисциплин, ознакомиться с которыми можно «всего лишь» за
1,5 млн. иен. Успешно сдавшему все экзамены и зачеты будет вручен диплом
«настоящего ниндзя».
Само упоминание о дипломе расставляет все по местам. Ведь издревле воин
мог считать себя ниндзя только в том случае, если никто даже не
догадывался об этом статусе. Если выпускник школы повесит доставшийся
ему с таким трудом и так дорого диплом на стену в своем кабинете или
похвастается им перед друзьями, он автоматически (таково жесткое
требование ниндзюцу!) теряет право называть себя ниндзя. Иными словами,
и сама школа и ее диплом - просто дань экзотике.
В заключение сошлемся на дающее повод задуматься заявление, сделанное
директором новой школы Кэйитиро Касиваги: «В средневековой Японии лишь
ниндзя были свободны от любых ограничений, накладывавшихся на людей их
положением в обществе, служебными и семейными узами. Как будут
выпускники нашей школы соотносить свои действия с правилами
общественного поведения - это их личное дело».
ОБЩЕСТВО ---------------------
СПОРТ В Кобэ будут болеть за Россию!
Россия - Тунис. Предстоящий футбольный матч между командами этих стран
внес свои коррективы в жизнь тихого японского города-порта Кобэ. И в
жизнь простой молодой японки. Ямомото Чизуко в числе пары сотен
волонтеров - жителей Кобэ - на три дня станет для футболистов и
болельщиков из России ангелом-хранителем...
ТРАДИЦИИ Хотите стать ниндзя?
В представлении людей малосведущих, но насмотревшихся американских
фильмов, Япония так и кишит неуловимыми и смертоносными воинами-ниндзя.
ТЕХНОЛОГИИ ---------------------
АТОМ Япония нашла место уникальному реактору
Как заявил 29 мая представитель министерства науки и технологии Японии,
правительство страны приняло решение предоставить площадку для
строительства экспериментального термоядерного реактора в рамках
международного проекта ИТЭР.