Эксклюзивное интервью Президента РФ В. Путина газете "Жэньминь жибао"
Вопрос:
Господин Президент, через несколько дней на саммите глав
государств-участников Шанхайской организации сотрудничества Вы вновь
встретитесь с Вашим китайским коллегой Цзян Цзэминем. Руководители наших
двух стран поддерживают тесные контакты. Вы с Председателем Цзян
Цзэминем давно стали большими друзьями. Скажите, пожалуйста, какие
ожидания у Вас от этой встречи? Как Вы оцениваете развитие
сотрудничества наших двух стран в последнее время?
Ответ:
Благодаря регулярному и плодотворному общению у нас с Председателем КНР
Цзян Цзэминем сформировались добрые личные отношения. Мы действительно
стали хорошими друзьями, встречаемся минимум три раза в год. Между
Кремлем и Чжуннаньхаем постоянно поддерживается связь по "горячей"
президентской линии, которой мы не даем остывать. И атмосфера доверия, в
которой проходят наши контакты и беседы, -- важный фактор
конструктивного обсуждения и решения поднимаемых вопросов.
Вскоре Россия и Китай отметят первую годовщину подписания Договора о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. А наша новая встреча с
Председателем Цзян Цзэминем состоится накануне подписания важнейших
документов, которые составят международно-правовую базу Шанхайской
организации сотрудничества. Мы обстоятельно обсудим вопросы деятельности
организации, пути развития всестороннего взаимодействия ее участников,
ее роли в укреплении региональной безопасности и стабильности. И,
конечно, обменяемся мнениями по наиболее важным аспектам двусторонних
отношений.
Что же касается конкретных результатов нынешнего этапа
российско-китайского сотрудничества, то, думается, им можно дать
исключительно высокую оценку. Никогда еще связи между нашими странами не
находились на таком высоком уровне как в политической, так и в
экономической областях. В XXI век Россия и Китай выступили добрыми
соседями и равноправными партнерами, настроенными на тесное
долговременное партнерство. Наши отношения – это большой и отлаженный
механизм, узлами и деталями которого служат непрерывно расширяющиеся
контакты и обмены в самых различных областях. Бесперебойная работа этого
"двигателя" практически не зависит от влияния внешних факторов – у него
свои "источники питания", поскольку наши отношения самоценны и
самодостаточны. В целом, отношения с КНР – крупное самостоятельное
направление политики Российской Федерации и оно будет оставаться таковым
на долгосрочную перспективу.
Вопрос:
Вы часто подчеркиваете, что развитие отношений с КНР является одним из
приоритетных направлений российской внешней политики. Господин
Президеднт, на чем, на Ваш взгляд, основано стратегическое партнерство
между Китаем и Россией? Какое значение имеет китайско-российское
партнерство в процессе создания нового международного политического и
экономического порядка после окончания "холодной войны"? Как Вы намерены
углублять всестороннее сотрудничество наших двух стран, особенно в
торгово-экономической области?
Ответ:
Частично я уже ответил на Ваш вопрос. В основе партнерства России и
Китая лежит общность национальных интересов двух стран. А базой для
стратегического сотрудничества является совпадение подходов к ключевым
международным проблемам. Вот почему развитие привилегированных отношений
между Россией и Китаем мы рассматриваем как общий крупный успех. Однако
его значение выходит далеко за двусторонние рамки: наше партнерство –
достояние всего мирового сообщества в целом. По сути, мы с Китаем
предлагаем миру новую модель взаимоотношений государств, в которой
сознательный отказ от формирования союза сочетается с самой тесной
координацией усилий по отстаиванию общих интересов. Эта модель отношений
предполагает полное равноправие партнеров, решение всех вопросов в духе
взаимного доверия. Вижу в этом значительный вклад России и Китая в
формирование нового многополярного международного порядка после
окончания "холодной войны".
Мир только выиграл от того, что отношения двух крупных ядерных держав
характеризуется устойчивостью и предсказуемостью. Это особенно важно в
условиях, когда международное сообщество сталкивается с новыми
серьезными вызовами и угрозами, перед лицом которых наше взаимодействие
– существенный фактор поддерживания мира и безопасности, укрепления
стратегической стабильности. Эффективного противодействия глобальной
террористической опасности.
Наши государства уделяют приоритетное внимание и увеличению двусторонней
торговли. И речь не только о сырьевых отраслях, но и о машиностроении,
высоких технологиях, энергетике. В этой связи мы должны совершенствовать
совместную правовую, банковскую и финансовую инфраструктуру
сотрудничества. Создавать эффективные механизмы современного
урегулирования спорных вопросов, которые неизбежно возникают в процессе
столь тесного, как у нас, взаимодействия.
Мы приветствовали вступление Китая в ВТО и рассчитываем, что китайские
партнеры также поддержат присоединение России к этой организации.
Важное значение имеют и наши давние и плодотворные связи в области
культуры и образования. Китай – не просто страна с многовековой
историей. Это – колыбель древней и уникальной цивилизации. Взаимное
изучение истории и традиций друг друга позволяет нашим народам легче
находить общий язык. Полагаю, что гуманитарное сотрудничество надо
всемерно расширять.
Вопрос:
Господин Президент, несколько дней тому назад Вы провели встречу с
Президентом США. После событий 11 сентября Вы констатировали, что
сближение России с Америкой является стратегической тенденцией. И для
этого российская сторона предприняла ряд активных шагов. ВЫ отстаиваете
принцип равноправного партнерства в развитии отношений с США?
Ответ:
Исходя из своего геополитического положения, Россия стремится проводить
многовекторную внешнюю политику. И важное место в ней отводится США.
Наша цель – развитие нормальных и предсказуемых отношений, которые
отвечали бы интересам как России и США, так и всего международного
сообщества, включая Китай. Разумеется, на этом пути приходится
преодолевать и определенные расхождения, связанные, например, с
различием подходов к важным аспектам мировой политики – соотношению
односторонних и многосторонних действий, роли и модальности
использования силового фактора, трактовке и применению норм
международного права. Ведем по этим вопросам обстоятельный и откровенный
диалог с США. В его рамках достигнуто главное – удалось развернуть
отношения в русло совместного и именно равноправного выстраивания
ориентиров и действий по всему спектру вопросов двусторонней и
международной повестки дня.
Именно в этом русле прошел недавний российско-американский саммит. Его
основной итог – заложены первые элементы новой архитектуры
стратегической стабильности. Углубилось взаимодействие перед лицом
терроризма и других глобальных угроз и вызовов. Мы вышли на новое
качество сотрудничества в важнейших международных вопросах, включая
евробезопасность и урегулирование региональных конфликтов, поднимаем на
новый уровень экономическое партнерство, которое постепенно становится
стержневым элементом всего комплекса двусторонних отношений.
Считаем, что все это – реальный вклад в решение стоящих перед
международным сообществом масштабных созидательных задач.
Вопрос:
Россия четко объявила, что целью ее дипломатии на европейском
направлении является создание общеевропейской демократической системы
безопасности и сотрудничества. Как Вы укрепляете доверие европейских
стран к России?
Ответ:
Настроены на самое тесное взаимодействие со странами континента, активно
сотрудничаем со всеми европейскими организациями и институтами – ОБСЕ,
Советом Европы, ЕС и НАТО. При этом выступаем за такие формы
межгосударственного взаимодействия, которые давали бы максимальную
отдачу в плане реальной прибавки безопасности, не ущемляя при этом
интересы других государств и не дублируя усилия универсальных
международных организаций, прежде всего ООН. Именно на такой основе мы
стремимся взаимодействовать со странами НАТО и ЕС. Надеемся, что
результаты недавних римского и московского саммитов станут реальным
вкладом в укрепление безопасности. Стабильности и многополярного мира.
При этом развитие отношений с европейскими и евроатлантическими
организациями отнюдь не означает, что азиатский вектор нашей политики
"уйдет в тень". В силу нашего геополитического положения мы будем
настойчиво вести линию на обустройство всего пространства безопасности
от Ванкувера до Владивостока и в гармонии с интересами наших великих
азиатских соседей. О безальтернативности такого многовекторного курса я
говорил на саммите в Риме.
Одним из ключевых элементов нового европейской архитектуры безопасности
должна, на наш взгляд, стать ОБСЕ с ее уникальным географическим
составом участников, опытом партнерства государств и наработанным
инструментарием в вопросах безопасности и сотрудничества. В последние
годы, к сожалению, потенциал этой организации использовался далеко не
полностью, однако сейчас она активно подключается к глобальным усилиям
под эгидой ООН по борьбе с международным терроризмом, работаем над
расширением мер доверия в военно-политической сфере, стимулирует
сотрудничество государств в экономической, экологической и гуманитарной
областях. Словом, ОБСЕ сейчас выходит на постановку крупных и серьезных
задач общеевропейского масштаба.
А доверие европейских стран, как, впрочем, и доверие других
международных партнеров можно, думаю, снискать лишь одним – четким
выполнением международных обязательств, ясной и предсказуемой политикой,
отказом от политики "двойных стандартов". Главное – чтобы добрые
намерения не расходились с делом. Тогда будет и доверие.
Вопрос:
После 11 сентября американские войска появились в Центральной Азии, и до
сих пор нет признаков того, что они уйдут оттуда в ближайшее время.
Господин Президент, как Вы относитесь в общей атмосфере региональной
безопасности в Центральной Азии?
Ответ:
Поддержав усилия мирового сообщества по ликвидации очага терроризма на
территории Афганистана, Россия исходила как из интересов собственной
национальной безопасности, так и из интересов безопасности наших
партнеров по СНГ, с которыми мы предварительно провели необходимые
консультации. При этом мы признаем за всеми государствами право
самостоятельно определять выбор партнеров. Формы и уровень
сотрудничества в борьбе с террором – этим злом глобального масштаба. Не
испытываем и особой аллергии к временному присутствию в регионе
внерегиональных сил. Однако полностью отдаем себе отчет в том, что путь
к спокойствию и миру в Центральной Азии еще долог. И никто не снимет
ответственности за поддержание безопасности в этом столь важном регионе
с нас и наших партнеров по ДКБ и ШОС.
Сохранение стабильности в Центральной Азии по-прежнему напрямую зависит
от обстановки в Афганистане. Во взаимодействии со своими
центральноазиатскими партнерами по Договору о коллективной безопасности
(ДКБ) – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном – Россия последовательно
проводила курс на поддержку в Афганистане законной власти, боровшейся
против режима талибов. Хотел бы заметить, что террористы привлекли на
свою сторону около 4 тыс. Боевиков Исламского движения Узбекистана,
готовили их к свержению светских режимов в Центральной Азии. Срыв этих
планов отвел реальную угрозу и от границ Российской Федерации.
И мы вместе не вправе допустить, чтобы международные террористы вновь
укрепились в этом регионе и возобновили попытки подрыва стабильности в
государствах Центральной Азии.
В этой связи, хотел бы особо отметить, что Россия рассматривает
Шанхайскую организацию сотрудничества как один из основных механизмом
обеспечения безопасности и развития сотрудничества в Центральной Азии.
В настоящее время в рамках ШОС, в соответствии с конвенцией о борьбе с
терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создается Региональная
антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Бишкеке.
Функционирует т.н. "Бишкекская группа" руководителей правоохранительных
органов и спецслужб государств-участников. Есть обще намерение
приступить к налаживанию механизмов борьбы с такими угрозами, как
наркобизнес, организованная преступность и нелегальная торговля оружием.
Запускается процесс экономической интеграции в рамках Организации.
Ключевая задача на ближайшую перспективу – последовательное завершение
договорно-правового оформления ШОС. Этапное значение в этом отношении
будет иметь подписание Хартии – устава ШОС в Санкт-Петербурге. Этот
документ должен стать прочным юридическим фундаментом нашего
сотрудничества, а Организация обретет международную правосубъектность.
В заключение хотел бы вновь подчеркнуть, что, по общему пониманию
государств-участников, ШОС –это не военный блок, а открытая организация,
нацеленная на широкое международное сотрудничество.
Вопрос:
После распада Советского Союза Россия объявила, что имеет "особые
интересы" и "особую ответственность" в зоне СНГ. Господин Президент,
существует ли, по Вашему мнению, конкуренция между Россией и Америкой за
влияние на государства СНГ? Как Россия относится к желанию этих стран
вступить в НАТО? Не беспокоит ли Россию возможность ослабления Договора
о коллективной безопасности в связи со сближением членов СНГ и США в
военной сфере?
Ответ:
Да, мы прямо говорим, что у России особые интересы в СНГ. Для нас это
прежде всего надежное обеспечение безопасности нашей страны и других
государств-участников, создания атмосферы добрососедства и стабильности
на всем пространстве Содружества. Свою особую ответственность за
положение дел здесь мы видим в том, чтобы активно содействовать развитию
многостороннего сотрудничества в сфере безопасности.
Россия энергично содействует урегулированию сохраняющихся конфликтов на
территории отдельных стран Содружества. К примеру, весь контингент
действующих по мандату СНГ Коллективных сил по поддержанию мира в зоне
грузино-абхазского конфликта составляют российские военнослужащие.
Наряду с традиционными геополитическими критериями ключевое, я бы
сказал, первостепенное значение имеет гуманитарный фактор. В странах СНГ
проживают свыше 20 миллионов наших соотечественников. Естественно,
Россия не может и не намерено отказываться от ответственности за то, как
им живется, в какой мере соблюдаются их права.
Наша линия в СНГ не имеет ничего общего с попытками доминирования или
давления. И в Москве не испытывают никакой ревности по поводу отношений
наших ближайших соседей с третьими странами, будь то США или другие
государства. На мой взгляд, неправильно было бы говорить сегодня о
какой-либо конкуренции между Москвой и Вашингтоном. Более того, новые
принципы российско-американских взаимоотношений на пространстве СНГ
можно было бы характеризовать как "сотрудничество вместо соперничества".
Это предполагает, естественно, понятность и прозрачность действий США по
развитию связей с нашими ближайшими партнерами.
Стремясь к укреплению новых форм сотрудничества с НАТО, мы по-прежнему
считаем, что механическое расширение альянса не прибавит безопасности ни
самой НАТО, ни тем государствам, которые намереваются вступить в нее.
Это тем более справедливо для стран СНГ, многие из которых уже сделали
выбор обеспечения безопасности через механизмы ДКБ, который
преобразуются сейчас в международную организацию.
Вопрос:
В наше время глобальная экономическая интеграция оказывает все больше
влияние на экономику каждой страны. Господин Президент, прошу Вас
разъяснить российскую позицию по вопросу о вступлении во Всемирную
торговую организацию.
Ответ:
Присоединение к ВТО – одна из ближайших задач России. Сегодня, после
вступления КНР в ВТО, Россия остается единственной крупной торговой
державой, находящейся вне рамок Всемирной торговой организации. Это
сдерживает процесс реформирования нашей экономики, ее интеграции в
мирохозяйственную систему, затрудняет доступ российских товаров и услуг
на внешние рынки.
В настоящее время идут активные переговоры о присоединении России к ВТО.
Рабочая группа в Женеве уже приступила к рассмотрению проекта "Итогового
доклада" -- документа, определяющего условия нашего членства в этой
организации. Хотелось бы подчеркнуть, что Россия стремится вступить в
ВТО на стандартных условиях. И мы не можем согласиться с требованиями,
которые выходят за рамки правил ВТО.
Знаю, что во многом схожие задачи решали и наши китайские партнеры.
Вступление Китая в ВТО стало серьезным успехом, в основе которого
качественно рост китайской экономики, укрепление ее позиций в мире.
Вопрос:
Начиная с 1999 года в России фиксируется экономический рост. Эта
тенденция продолжается три года подряд. Как вы оцениваете перспективу
развития российской экономики?
Ответ:
Последние три года рост российской экономики достиг высоких темпов и
особенно это стало заметно в промышленности. Главной причиной2 подобной
тенденции стала адаптация большинства хозяйствующих субъектов к условиям
рыночной экономики и последовательная экономическая, в том числе, --
налоговая политика, проводимая Россией все эти годы.
Произошли качественные экономические изменения, в первую очередь – в
улучшении делового климата в стране. Предприниматели – и наши, и
зарубежные – связывают с российским рынком перспективы длительного роста
своего бизнеса, строят планы не только на ближайшие годы. Россия
своевременно, а порой и с опережением обслуживает свой внешний долг. За
2001 год боле чем вдвое выросла суммарная капитализация российских
компаний – важнейший показатель развития рыночной экономики. И он – не
единственный.
Скажу лишь, что экономическое положение страны сейчас действительно
много лучше, чем в течение предыдущих лет.
В перспективе более высокие темпы роста должны быть обеспечены за счет
использования того потенциала, который есть в научно-технической сфере,
в современных технологиях управления. И темпы роста экономики могут и
должны быть увеличены. Соответствующая задача поставлена перед
Правительством Российской Федерации, всеми органами исполнительной
власти.
Вопрос:
Россия находится на ключевом этапе развития, важным условием продолжения
которого является поддержка общественной стабильности. Господин
Президент, по Вашему мнению, что является наибольшей угрозой для этого?
Какие трудности испытывает российское правительство в сохранении
общественной стабильности и как их преодолевает?
Ответ:
Поддержание гражданского мира и социальной стабильности – наиважнейшая
задача в любой цивилизованной стране. Мы, в России, это понимаем. Не
буду утверждать, что у нас здесь уже нет никаких проблем, но делается
все возможное для их разрешения.
По-настоящему конструктивными в последнее время стали отношения между
исполнительной и законодательной властями. Это позволило начать
серьезные социальные реформы – пенсионную и трудовых отношений.
Разумеется, главным критерием успеха проводимых реформ является
общественная стабильность. Она может базироваться только на принципах
диалога, доверия и сотрудничества – как внутри самого общества, так и
между обществом и властью.
Мы высоко ценим гражданское общество в качестве равноправного партнера
власти и непосредственного участника в разработке многих ее инициатив.
Что же касается потенциальных угроз общественной стабильности. То мы
противодействуем любым проявлениям экстремизма на национальной и
религиозной почве. Эта угроза, конечно, возникла не сегодня, и они
актуальна не только для России. Защита от нее – это совместная задача
государства и общества. И действия российского правительства в этом
направлении сосредоточены в том числе на работе над соответствующими
законами, направленными на защиту прав человека, на более т5скую
скоординированную работу всех органов и уровней власти.
ОБЩЕСТВО --------------------- ПЕРСОНА Молочный папа Почетного консула Новой Зеландии с приморской столицей связывают не только удачный бизнес, но и чисто семейные обстоятельства
СВЯЗИ Что такое японские центры Японские центры, открытые в различных регионах России с целью подготовки кадров, необходимых для рыночной экономики, за последние годы стали неотъемлемой частью жизни крупнейших городов нашей страны.
ТЕХНОЛОГИИ --------------------- ИНДУСТРИЯ Китай обогнал Тайвань по выпуску IT-продукции В докладе, опубликованном тайваньским Институтом информационной индустрии сообщается, что Китай вытеснил Тайвань с занимаемого им места крупнейшего мирового центра по производству устройств и оборудования для IT-сектора.
БИОХИМИЯ Китовое мясо - не деликатес, а источник ртути Проведенная в Японии проверка находящегося в продаже китового мяса на содержание тяжелых металлов дала результаты, поразившие даже видавших виды экспертов.