Если префектуру Миэ можно с полным основанием назвать заповедником
синтоистского духа Японии, то расположенная рядом с ней Вакаяма (Wakayama)
дает приезжим уникальную возможность познакомиться с миром
эзотерического буддизма, его историей и философией.
Префектура Вакаяма относится к районам наиболее древнего заселения
Японских островов. Теплое течение Куросио, подходящее в этих местах
совсем близко к берегу Хонсю, не только обеспечивает мягкий, благодатный
климат, но и в изобилии снабжает жителей рыбой, съедобными морскими
водорослями и моллюсками. Японцы охотно селились на узкой прибрежной
полосе полуострова Кии, осваивая рисоводство и рыболовство, выращивая
овощи и удивительно сладкие мандарины. Однако уже в нескольких сотнях
метров от морского берега поднимались высокие скалы, постепенно
образующие горную страну. Хотя эти места расположены в непосредственной
близости от старых японских столиц - Нары и Киото, - их считали глухой
провинцией. И если кого-то интересовали труднодоступные ущелья горных
цепей Кии, то это были лишь буддийские монахи, искавшие здесь приюта для
религиозного служения.
Одним из таких религиозных оплотов стала гора Коя-сан (Koyasan). Легенда
утверждает, что в 816 году буддийский проповедник Кукай (Kukai,
744-835), как-то очнувшись после молитвенного транса, увидел перед собой
охотника с двумя собаками - белой и черной. Монах воспринял охотника как
лесного бога, материализовавшегося в ответ на настоятельную молитву об
указании свыше места для священного приюта. И действительно, охотник
отвел Кукая высоко в горы, где показал узкую долину, пригодную для
возведения скита. Располагалась она на склонах 900-метровой горы
Коя-сан. Вообще-то говоря, Кукай был не первым искателем религиозной
истины в этих местах. И до него буддийские монахи истязали себя здесь
аскезой в надежде на просветление. Но Кукай незадолго до этого получил
разрешение императора основать в этих горах религиозную общину
буддийской секты Сингон (Shingon).
Надо отметить, что за годы монашества Кукай немало побродил по стране,
обращая местных жителей в свою веру. С его именем связано основание
многих храмов и монастырей, строительство искусственных водоемов в
засушливых районах острова Сикоку и изобретение «кана» - национальной
азбуки, позволившей японцам упростить свою письменность,
сформировавшуюся под влиянием китайской иероглифики. Признание Кукай
получил и как поэт, скульптор, каллиграф. Ему были рады везде. Но именно
гору Коя-сан знаменитый проповедник считал своим настоящим домом.
В облюбованной Кукаем долине со временем вырос целый религиозный
комплекс, состоявший из множества храмов и монастырей. Всю эту общину
именовали Конгобудзи (Kongobuji), но в 1869 году это название
закрепилось за головным, самым большим храмом на Коя-сан.
Буддийский комплекс знал годы взлетов и падений. Войска полководца
Нобунаги Оды, силой стремившегося объединить погрязшую в междоусобицах
страну, в конце XVI века вырезали здесь не одну сотню верующих.
Собирался сюда с военным походом и последователь Оды военачальник
Хидэёси Тоётоми. Зато при сёгунах Токугава монастырь Конгобудзи получил
государственную поддержку. В начале XVII века здесь, на территории в 100
гектаров, насчитывалось более тысячи храмов и других религиозных
сооружений (ныне из них сохранилось около 120). С 1872 года был снят
запрет на посещение этих святых мест и для женщин. И сейчас число
пилигримов, ежегодно отправляющихся на богомолье на гору Коя-сан,
ежегодно исчисляется миллионами.
Добраться сюда можно по железной дороге до станции Гокуракубаси (Gokurakubashi)
или автобусом. От остановки в горы поднимается канатная дорога. Выйдя из
ее вагончика, посетитель оказывается перед зданием Нёниндо (Nyonindo).
Когда женщин не допускали на территорию монастыря, они могли
остановиться в этом здании и возносить молитвы, глядя на расстилающуюся
у их ног священную долину. От Нёниндо дорога уходит плавно вниз к
селению Коя. По обе стороны дороги сквозь частокол стволов зонтичных
сосен (коямаки) проглядывают небольшие храмовые постройки. У подножия
холма располагается здание Харёин (Haryoin) - своеобразная гостиница для
паломников. При ней даже построена детская площадка с двухъярусной
пагодой.
Далее, миновав Токугава Рэйдай (Tokugawa Reidai) - молельню, посвященную
памяти сёгуна Иэясу Токугавы и напоминающую своими очертаниями его
мавзолей в Никка, вы подойдете к основному религиозному сооружению
комплекса - Конгобудзи. Сооруженный в 1593 году, этот основной храм
секты Сингон не раз горел, подвергался природным и антропогенным
испытаниям, утратив при этом значительную часть своего декора. В 1863
году обветшавшее здание было реконструировано. Но древний интерьер
постарались сохранить, особенно раздвижные ширмы с картинами
прославленных мастеров XVI века Тансая (Tansai), Таню (Tanyu) и Кано (Kano).
При храме существует сад камней Банрютэй (Banryutei), где можно
перевести дух и выпить чашку чая, приготовленного монахами.
Но, пожалуй, наиболее интересным для туриста станет посещение
расположенного рядом музея Рэйхокан (Reihokan). Уплатив за вход 500 иен,
можно познакомиться с религиозными сокровищами комплекса Коя-сан. Здесь
собрана целая коллекция картин тушью (сумиэ), изображающих именитых
проповедников буддизма периода Камакура (1185-1333) в окружении орлов и
диких животных. Обращает на себя внимание живописный сюжет перехода в
нирвану Будды, провожаемого плачущими учениками и зверями. Тут же
подборка картин, отражающих различные этапы жизненного пути проповедника
Кукая, каллиграфические свитки с текстами сутр, другие объекты
религиозного поклонения - мандалы, бронзовые скульптуры святых
буддийского пантеона. В музее хранятся также предметы, относящиеся
скорее к светской жизни, - письма полководцев Ёритомо Минамото и его
младшего брата Ёсицунэ, павшего жертвой предательства со стороны Ёритомо.
Рядом - другие здания монастыря: основной зал Кондо (Kondo),
восстановленный после пожара 1932 года; двухъярусная пагода Компон Дайто
(Kompon Daito), также восстановленная в железобетоне после того же
пожара; наиболее древний из всего комплекса зал Фудодо (Fudodo),
построенный в 1198 году и переживший нелегкие столетия; украшенный
фонарями зал Миэдо (Miedo) с портретом основателя храма.
В тени огромных кедров раскинулось на несколько квадратных километров
довольно большое кладбище с 200 тысяч могил. Здесь хоронили наиболее
известных проповедников, монахов монастыря и верующих, доказавших своими
делами верность идеям секты Сингон, в том числе многочисленных
представителей средневековой знати. Иные из древних могил увенчаны лишь
поросшим мхом камнем, на других, современных, можно встретить различные
изображения, связанные с увлечениями покойных, - от скульптуры собаки до
макета ракеты. Если пройти все кладбище насквозь и миновать мост через
реку (дно реки буквально усыпано слоями монет, бросаемых паломниками и
туристами в священный поток), то перед глазами откроется Внутреннее
святилище Окуноин (Okunoin) с мавзолеем, в котором покоится прах Кукая.
После смерти ему, по буддийскому обычаю, дали другое имя - Кобо Дайси.
Верующие при этом считают, что их святой не скончался, а вошел в
глубокий медитативный транс, в котором будет пребывать, пока Будда
Будущего (Мироку) не принесет человечеству мир и просветление. Поэтому
японская аристократия на протяжении последнего тысячелетия стремилась к
тому, чтобы после смерти их могилы оказались рядом с Окуноин, с тем
чтобы вместе с Кобо Дайси дожидаться пришествия Мироку.
Священный буддийский центр на горе Коя-сан - не единственное религиозное
святилище в Вакаяме. Издревле японцы считали, что гористая местность
Кумано (Kumano - Медвежье поле), выходящая к океану, облюбована для
своего обитания богами ками. Расположенная достаточно близко от главного
синтоистского святилища Исэ Дзингу, посвященного богине солнца Аматэрасу,
равнина Кумано стала местом поклонения ее божественному брату и в
некотором смысле конкуренту, богу ветра, вод и болезней Сусаноо-но
Микото. Сначала храм Кумано Дзингу (Kumano Jingu) был построен на
песчаной косе в речной дельте. Но однажды в XIX веке наводнение смыло
священный храм, и его пришлось восстанавливать на более высоком месте, в
глухом лесу. Людей, отдающих свое предпочтение богу Сусаноо, в Японии
было достаточно много. Поэтому храмы Кумано возводились по всей стране
(их существовало около 3 тысяч), а Кумано Дзингу считался среди них
основным. Более того, в непосредственной близости были воздвигнуты еще
два грандиозных синтоистских сооружения: храм Кумано Хаятама Тайся (Kumano
Hayatama Taisha) в городе Сингу (Shingu), посвященный богу Хаятама-но
Ками, и храм Кумано Нати Тайся (Kumano Nachi Taisha) в Нати Кацуура (Nachi
Katsuura), посвященный богу Кумано Фусуми-но Ками. Все три храма с XIV
века стали объектами массового паломничества верующих, ведь визит даже в
один из трех храмов гарантировал удачу на протяжении всей жизни. Дорогу
к храмам стали иногда называть Муравьиной тропой за интенсивность
движения. Особенно многолюдна эта дорога в канун храмовых праздников,
отмечаемых 15 апреля в Кумано Хонгу, 15-16 октября - в Кумано Хаятама
Тайся и 14 июля - в Кумано Нати Тайся. Особенно красочен Огненный
праздник в Нати (Nachi-no himatsuri), во время которого проводится
ритуал очищения огнем священных паланкинов Оги-микоси, предназначенных
для выхода божественных духов из храма «в народ». 12 паланкинов на
плечах верующих проносятся по каменным ступеням лестницы, осыпаемые
искрами гигантских факелов весом до 50 кг каждый.
Паломники прибывают сюда или поездом или морем, высаживаясь в порту
Нати-Кацуура (Nachi-Katsuura). Это поистине прелестное местечко. Воды
залива Кацуура испещрены маленькими островками, их тут насчитывается
более 130. Морские виды Кацууры не уступают по своему великолепию
известным пейзажам Мацусимы (преф. Мияги). Для желающих всегда найдется
катер, чтобы прокатиться по этому морскому лабиринту. Кроме того, в этом
городке базируются рыболовные флотилии, добывающие в открытом море
тунца. Поэтому в Нати-Кацуура работает огромное количество рыбных
ресторанчиков, где за умеренную плату можно полакомиться изысканными и
очень свежими дарами моря.
В Нати-Кацуура можно полюбоваться и таким природным чудом, как
высочайший в Японии водопад Нати-но такэ (Nachi-no take), кружевным
потоком низвергающийся с высоты 133 метра. Он окружен четырьмя десятками
меньших водопадов, что придает особую прелесть здешним видам.
От Кацууры шоссе уходит на юг, к мысу Сиономисаки (Shionomisaki). Это
крайняя южная оконечность острова Хонсю. Расположенный рядом город
Кусимото (Kushimoto) является центром уникального морского парка
Кусимото кайтю коэн (Kushimoto kaichu koen). Входящая в его состав
акватория является местом обитания более 300 различных видов морских рыб
и моллюсков. Через окна специальной подводной башни, установленной на
дне в 140 метрах от берега, или через застекленные днища прогулочных
лодок можно наблюдать за жизнью морской живности субтропиков. А при
желании с берега всегда можно забросить удочку в надежде на экзотичный
улов. Далее, обогнув южную оконечность полуострова Кии, вы оказываетесь
в пределах Нанки (Nanki). Так именуют довольно значительную
рекреационную зону, протянувшуюся по юго-западному побережью Вакаямы. Ее
центром считают небольшой портовый городок Сирахама (Shirahama).
Великолепные песчаные пляжи, обилие горячих минеральных источников
превращают эти места в один из трех наиболее популярных морских курортов
страны (наряду с Бэппу и Атами). Другими курортными центрами в районе
Нанки считаются расположенные чуть к северу Танабэ (Tanabe) и Минабэ (Minabe).
Кстати, от Танабэ в древности начиналась дорога Накахэйдзи, по которой
богомольцы через горы добирались до Сингу и храмов Кумано.
Следующей остановкой для туриста может стать городок Гобо (Gobo) с
30-тысячным населением. Это типичный «мондзэн мати» - храмовый город,
сформированный в далеком прошлом последователями буддийской секты Дзёдо
Син. Расположенный в устье реки Хидакагава (Hidakagawa), по которой
сплавляли срубленный лес к морю, город постепенно расширил и торговые
кварталы, стал одним из национальных центров изготовления бумаги.
Известность этого городка связана с храмом Додзёдзи (Dojoji),
по-строенным еще в начале VIII века. Он и сейчас привлекает богомольцев
и туристов своими культурными сокровищами - деревянными скульптурами
святых и рукописным иллюстрированным свитком XIV века «Додзёдзи-энги».
Храм Додзёдзи имеет весьма романтическую историю. Говорят, что однажды
молодой монах остановился на ночлег в крестьянском доме. Дочка
крестьянина воспылала к нему жаркой любовью, но напуганный этими
чувствами монах бросился наутек. Разгневанная девица превратилась в
дракона и стала его преследовать. Монашек спрятался от нее внутри
храмового колокола. Девица-дракон обвила колокол, и тот мгновенно
раскалился докрасна. На утро под остывшим колоколом нашли лишь горсть
пепла. А дракон нырнул в воды реки Хидакагава, и с тех пор его больше не
видели. Эта история была потом инсценирована в театре Кабуки, став одним
из шедевров его репертуара.
Поднимаясь далее на север, вы попадете в долину Вакаяма хэйя (Wakayama
heiya), образованную наносами реки Кинокава (Kinokawa). Площадь долины
сравнительно невелика - около 100 кв. км, но она активно используется
для выращивания богатых урожаев риса и мандаринов. Ее прибрежная зона -
Ваканоура (Wakanoura) - является модным морским курортом. Она вплотную
прилегает к южным окраинам административного центра префектуры города
Вакаяма.
Этот город сформировался еще в XVI веке вокруг замка, построенного в
1585 году полководцем Хидэёси Тоётоми. Позднее он перешел под власть
одной из ветвей клана Токугава. В годы второй мировой войны американские
бомбы разрушили замок, но в 1958 году он был восстановлен. Кроме замка
основным объектом туристического интереса может служить раскинувшийся
рядом парк Момидзидани Тэйэн (Momijidani Teien). Осенью краснеющая
листва растущих здесь кленов напоминает пожар, охвативший центр города.
В парке можно принять участие в чайной церемонии, регулярно проводимой в
чайном домике Косёуан (Koshouan), построенном на берегу пруда. Ныне
Вакаяма с ее 400-тысячным населением представляет собой центр
металлургической и химической промышленности. Но здесь сохраняются и
старые традиции - производство мебели.
Из сувениров можно упомянуть куклы, в большом разнообразии и очень
искусно производящиеся в разных городах префектуры. Так, в городе Кайнан
(Kainan) делают кукол Кисю-бина, изображающих императорскую чету. Город
Гобо славен своими бумажными куклами, которых потом расписывают местные
художники. А в Кусимото изготовляют фигурки танцующих кукол
Кусимото-буси.
Невидимые бойцы Поднебесной
В Гонконге прошли торжества, посвященные 5-й годовщине
передачи бывшей британской колонии Китаю. Выступая на них,
председатель КНР Цзян Цзэминь отметил, что Гонконг сохранил
капиталистические порядки.
ОБЩЕСТВО ---------------------
ЖЕНЩИНЫ В Китае стремительно растет дефицит
женщин
Политика контроля над рождаемостью, вековые традиции и современные
медицинские технологии привели к тому, что в Китае нарушился
демографический баланс - в этой стране рождается гораздо больше
мальчиков, чем девочек.
ПУТЕШЕСТВИЯ Вакаяма
Если префектуру Миэ можно с полным основанием назвать заповедником
синтоистского духа Японии, то расположенная рядом с ней Вакаяма (Wakayama)
дает приезжим уникальную возможность познакомиться с миром
эзотерического буддизма, его историей и философией.
ТЕХНОЛОГИИ ---------------------
КПК Reuters: Индия получит дешевый
"народный" КПК
В этом месяце в Индии должны начаться продажи "народного" КПК под
кодовым названием Simputer, который позиционируется как недорогое ($200)
и простое в использование устройство как для неграмотного сельского
населения, так и для более опытных пользователей.