главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

политика - экономика - общество - технологии -

Что такое японские центры

Японские центры, открытые в различных регионах России с целью подготовки кадров, необходимых для рыночной экономики, за последние годы стали неотъемлемой частью жизни крупнейших городов нашей страны. Первые такие центры были созданы еще осенью 1994 г. - на базе Московской международной высшей школы бизнеса («Мирбис») при Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в Москве, а также в Хабаровске, весной 1996 года - во Владивостоке, на базе Дальневосточного государственного университета, а осенью 1996 года - в Южно-Сахалинске. В том же 1996 году в школе бизнеса при МГУ возник офис, называемый теперь Автономной некоммерческой организацией «Японский центр».
Разумеется, на этом дело не закончилось. Японские центры продолжают образовываться и в других местах. В этих центрах японские специалисты, направляемые в Россию в рамках технического содействия с целью подготовки кадров для рыночной экономики, проводят занятия на курсах по различным темам, в том числе для российских бизнесменов и научных работников, передавая им японский опыт и ноу-хау рыночной экономики. В Японских центрах организуются также курсы японского языка и семинары, которые ведут российские ученые.
В ноябре 1998 г. в ходе визита в Россию тогдашний премьер-министр Японии К. Обути высказался за радикальное расширение как по форме, так и по содержанию технического и интеллектуального сотрудничества между двумя странами. Так была определена линия на российско-японское партнерство для реформ.
Обучение в Японских центрах стало очень популярным среди российских бизнесменов, и число обучающихся в них непрерывно росло. За 1994-1999 гг. в Японских центрах в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Южно-Сахалинске прошли обучение почти 11 тыс. человек. К 2000 г. стала ясной необходимость подведения более прочной юридической базы под эту новую форму взаимодействия Японии и России в укреплении рыночной экономики в нашей стране. Нужно было точно определить статус Японских центров в России, внести ясность в вопросы, касающиеся положения их сотрудников, а также таможенных и налоговых льгот.
В результате довольно нелегкой работы министры иностранных дел обеих стран подписали 5 сентября 2000 года, т.е. во время визита президента России В.В.Путина в Японию, межправительственный меморандум о создании и деятельности на территории Российской Федерации Японских центров по техническому содействию проводимым в России реформам. В соответствии с подписанным в Токио меморандумом Японские центры призваны оказывать на безвозмездной основе техническое содействие в осуществлении в России социально-экономических реформ. С момента государственной регистрации эти центры приобретают всю полноту прав юридического лица. При оказании такого технического содействия они в соответствии с российским законодательством пользуются налоговыми и таможенными льготами в отношении товаров, оборудования, материалов и услуг, ввозимых в Россию или приобретаемых на территории России для реализации своих проектов и программ. Так были созданы необходимые условия для дальнейшего развития деятельности этих центров.
Наш корреспондент посетил Японский образовательный центр менеджмента «МИРБИС», где встретился с его директором г-ном Юкио Асадзума. Более 30 лет г-н Асадзума проработал в России, способствуя развитию деловых отношений между нашими странами. По его мнению, потенциал российско-японского экономического сотрудничества намного больше, чем реально существующие на сегодняшний день совместные проекты. Пытаясь заложить конструктивные основы для установления прочных деловых связей, г-н Асадзума столкнулся с отсутствием необходимой материально-технической и информационной базы, которая могла бы облегчить движение России и Японии навстречу друг другу. Рассказывая о Японском центре, г-н Асадзума подчеркнул, что теперь он стремится заложить фундамент для создания атмосферы взаимного доверия между Россией и Японией, действуя не как бизнесмен, а как разработчик гуманитарных образовательных программ для российских предпринимателей.


«Наш центр, - говорит г-н Асадзума, - открылся в 1994 г. и стал первым в России. Позже появились и другие центры на территории России и стран СНГ. Правительство Японии хорошо понимало трудности, которые испытывает любая страна при переходе к рыночной экономике, и, в частности, трудности вашей страны. Оно выразило готовность оказать посильное содействие российским реформам в подготовке специалистов для их осуществления. Наш центр, как и все другие, создан под патронажем Комиссии по оказанию технологического содействия России. Это международный комитет, Секретариат которого находится в Токио. Комиссия учреждена на основании Соглашения, заключенного между Японией и 12 странами, бывшими республиками Советского Союза, в январе 1993 года.
Это соглашение было взаимовыгодным, - продолжает г-н Асадзума. - Япония заинтересована в ускорении перехода России к новым формам управления экономикой, так как это увеличивает возможности более масштабного и эффективного экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. А нам есть чем поделиться из своего богатого пятидесятилетнего послевоенного опыта. Со своей стороны, Россия нуждалась в подготовке в кратчайшие сроки кадров, способных решать сложнейшие проблемы перехода к рыночной экономике. Эти тенденции нашли отражение в создании еще при президенте Ельцине Комиссии по подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации, которую возглавляет первый заместитель премьер-министра - Виктор Борисович Христенко.
Наш центр, в силу своих возможностей, осуществляет решения сторон на практике. Занятия для российских специалистов проводятся в центре в виде семинаров. Их программа разрабатывается совместно японскими и российскими экспертами после продолжительного обсуждения. В течение года проводятся восемь-десять семинаров. Их участниками становятся в основном руководящие сотрудники предприятий - генеральные директора, их замы, менеджеры, - многие из которых прошли дополнительное обучение в высших учебных заведениях или школах бизнеса России. Часть слушателей приглашаются на семинар на основании конкурсного отбора. Как правило, в каждом семинаре участвуют сорок человек. Всего за годы существования нашего центра в нем прошли подготовку более четырех тысяч российских специалистов.
География нашей образовательной деятельности постоянно расширяется. Помимо Москвы мы провели семинары в Екатеринбурге, Кемерово, Казани и других российских городах.
Очень важной стороной нашей работы мы считаем сотрудничество с ММВШБ «МИРБИС». Ежегодно мы совместно организуем семинары для студентов, обучающихся в «МИРБИС» по программе МВА. Занятия по «Маркетингу» и «Финансам» стали уже традиционными, но мы планируем проводить и другие семинары и надеемся, что это поможет укрепить столь дорогие нам партнерские отношения с российской бизнес-школой.
Много внимания, - рассказывает г-н Асадзума, - мы уделяем подбору лекторов, который осуществляется в Японии после утверждения темы очередного семинара. Различные предприятия и институты имеют возможность представить своих кандидатов. Комиссия по содействию России внимательно изучает заявки и выбирает одного, реже двух-трех специалистов. Их поездка в Россию оплачивается из средств бюджета Японии.
Однако получить теоретические знания далеко не достаточно. Как говорится, без практики теория мертва. В связи с этим около 25% российских слушателей, показавших наилучшие результаты в процессе обучения в Японском центре, направляются нами на трехнедельную стажировку в Японию. С ними проводятся не только лекционные, но и практические занятия на предприятиях и в компаниях, где они непосредственно знакомятся с новейшими методами управления в условиях рыночной экономики.
Японская сторона принимает на себя все расходы по организации стажировки, кроме авиаперелета до Токио. Авиабилет участников стажировки по линии Комиссии по подготовке управленческих кадров оплачивается из средств федерального бюджета России, прочие участники оплачивают перелет из своих личных средств. К настоящему моменту наш центр направил на стажировку в Японию приблизительно 600 человек.
В России много людей, знающих европейские языки, - говорит г-н Асадзума, - чего нельзя сказать о японском языке. Это язык, как и русский, трудный для изучения. Однако его знание необходимо для более глубокого понимания Японии и японской культуры, наведения мостов между нашими странами. Западные государства при рассмотрении вопросов стажировки российских специалистов строго учитывают знание местного языка. Мы же этого не делаем, принимая во внимание малочисленность россиян, владеющих японским языком. Но для того, чтобы их количество росло, при нашем центре, как и в других центрах России и СНГ, работают курсы японского языка. На них могут заниматься не только бизнесмены, но и все, кто интересуется Японией, ее культурой и языком. Занятия проходят в дневное время для студентов и в вечернее для работающих слушателей. Система обучения рассчитана на пять лет. Занятия ведут четыре высококвалифицированных российских преподавателя и одна японка. На курсах работает 11 групп, в каждой из которых занимается около 20 учеников, - всего 220 человек».
О работе центра с благодарностью говорят многие бывшие слушатели. Вот мнение участника семинара по маркетингу Сергея Очигава:
- Я приобрел полезный опыт. Лекции, читаемые профессионалами в своей области, позволили узнать о новых методах маркетинга, используемых в Японии, которые станут актуальными в России в ближайшем будущем. Посещение предприятий во время стажировки в Японии расширило теоретические и практические знания. Пребывание в Японии стало для меня источником новых идей и маркетинговых решений, которые я смогу применить на своем предприятии и в диссертационной работе. Очень сильное впечатление произвели культура страны, образ жизни ее людей. Между нашими странами есть существенные различия, но это делает общение между нами максимально интересным.
В заключение г-н Асадзума выразил надежду на то, что в будущем деятельность Японского центра принесет России еще больше пользы, и пожелал дальнейшего процветания сотрудничеству МИД Японии, Посольства Японии в РФ и Комиссии по подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ.

* * *
В 1999 г. в ходе визита в Москву бывшего премьер-министра Японии Рютаро Хасимото возникла идея создания российско-японского центра по изучению средств массовой информации и культуры на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Г-н Хасимото любезно выделил личные средства, на которые были приобретены техническое оборудование и необходимая учебная и японоведческая литература, словари, энциклопедии, справочники.
Первый набор слушателей центра в сентябре 1999 г. превзошел ожидания. На 10 мест подали заявки более 50 человек. Сейчас в центре обучается уже 3 группы студентов журфака МГУ. В мае 2002 г. состоится первый выпуск дипломированных специалистов, а в сентябре - набор новой группы студентов.
Программа обучения в центре рассчитана на три года, в течение которых студенты изучают такие дисциплины, как страноведение, японская модель средств массовой информации, СМИ и реклама, история российско-японских отношений, основы правового регулирования в сфере массовых коммуникаций, японский язык. Причем занятия по японскому языку ведет квалифицированный преподаватель из Японии. Сотрудники российско-японского центра разработали также магистерскую программу по зарубежной журналистике не только для российских, но и для японских магистрантов, которые под руководством директора центра М. Сеферовой проводят сравнительные исследования японских и российских средств массовой информации.
В этом году центр планирует выпуск специального бюллетеня, в котором освещаются различные события из жизни Японии, развитие российско-японских отношений, культурные мероприятия, связанные с японистикой, проходящие в Москве, печатаются лучшие работы студентов и магистрантов центра.
По мнению декана факультета журналистики профессора Ясена Засурского, всем полезно познакомиться с Японией и ее журналистикой: «Это поможет нам лучше понять весь мир, а не только Европу и Америку».


Источник:  http://www.japantoday.ru/, 05.2002

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  статьи недели

ПОЛИТИКА
---------------------
Угрозы как доктрина ("The Hindustan Times"; Пакистан)
Легче угрожать войной, чем искать реальные выходы из ситуации

Индо-пакистанский конфликт по оценке Индии и России

Шанхайская шестерка уже никого не устраивает
В Пекине не возражали бы, если бы Россия подняла флаг антиамериканизма

Эксклюзивное интервью Президента РФ В. Путина газете "Жэньминь жибао"

Выступление председателя КНР Цзян Цзэминя на СВМДА

Президент РК Ким Дэ Чжун дал эксклюзивное интервью газете «Жэньминь жибао»

Кашмирский разлом
Дели наносит удары по наиболее опасным экстремистским группировкам

Демократия -- страшная сила
Тайвань нашел новое средство против КНР

Встреча на грани войны
Конфликт между Индией и Пакистаном стал главной темой саммита в Алма-Ате

.......больше статей

ЭКОНОМИКА
---------------------
Монопольные отрасли Китая приступили к крупному сокращению штатов в целях повышения своей конкурентоспособности

.......больше статей 

ОБЩЕСТВО
---------------------
ПЕРСОНА
Молочный папа
Почетного консула Новой Зеландии с приморской столицей связывают не только удачный бизнес, но и чисто семейные обстоятельства

СВЯЗИ
Что такое японские центры
Японские центры, открытые в различных регионах России с целью подготовки кадров, необходимых для рыночной экономики, за последние годы стали неотъемлемой частью жизни крупнейших городов нашей страны.

.......больше статей
 

ТЕХНОЛОГИИ
---------------------
ИНДУСТРИЯ
Китай обогнал Тайвань по выпуску IT-продукции
В докладе, опубликованном тайваньским Институтом информационной индустрии сообщается, что Китай вытеснил Тайвань с занимаемого им места крупнейшего мирового центра по производству устройств и оборудования для IT-сектора.

БИОХИМИЯ
Китовое мясо - не деликатес, а источник ртути
Проведенная в Японии проверка находящегося в продаже китового мяса на содержание тяжелых металлов дала результаты, поразившие даже видавших виды экспертов.

.......больше статей

 


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

 

SpyLOG

Hosted by uCoz